Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.1. Что такое интеллект?

  Большинство людей воспринимают одни и те же вещи, сохраняют в памяти очень большой объем информации, могут формулировать множество понятий и решать встающие перед ними проблемы. Кроме того, у людей есть достаточно развитый язык, позволяющий передавать друг другу важные сведения о прошлом, настоящем и будущем. Однако при всем этом сходстве существуют количественные отличия.
  Некоторые люди воспринимают информацию медленно, запоминают плохо, с большим трудом организуют мышление или обладают бедным словарным запасом. Другие же, напротив, запоминают без каких-либо усилий, легко приобретают множество понятий, быстро решают встающие перед ними проблемы и обладают богатым и разнообразным языком. Кто-то может легко решить практические проблемы, но не способен правильно сформулировать абстрактное суждение; с другой стороны, у многих представителей интеллектуальной элиты часто бывает наоборот: порой за красивыми словами может скрываться совершенно никчемная мысль, а многие творческие разработки, потребовавшие от их авторов высокого уровня мышления, лишь с трудом описываются словами.
  Все это зависит от уровня интеллекта человека, т.е. от его способности осуществлять одну из упоминавшихся функций, лежащих в основе адаптации к окружающему миру.
  Кроме того, есть люди, которые всегда могут в чрезвычайно короткий срок найти «нужное» решение проблемы. Другие же, напротив, дают чаще всего оригинальные решения, порой даже противоположные тому, что ожидают окружающие, в частности, учителя в школе. И, таким образом, возникает проблема соотношения интеллекта и творчества, включающая в себя следующие вопросы:
  • как связаны интеллект и творчество,
  • исключают ли они друг друга или дополняют,
  • врожденные это качества или они приобретаются в процессе обучения?
  Определений интеллекта не меньше, чем людей, которые эти определения формулируют. Сегодня большинство психологов определяют интеллект как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Тем не менее, в типичных тестах на уровень интеллектуального развития (тестах по определению коэффициента интеллектуальности - IQ) измеряется совсем не это. Можно задаться, например, такими вопросами: кому будет легче выжить в лесу после авиационной катастрофы - математику с IQ = 125 или леснику с IQ =85? Будет ли воспитатель с IQ = 125 заведомо лучше для ребенка, чем воспитатель с IQ =95? Кто лучше поможет больному - врач с IQ = 140, но эмоционально холодный, или врач с IQ = 105, но относящийся к больному с пониманием и душевной теплотой?
  Ни на один из этих вопросов нельзя дать точный ответ. Тем не менее, общество, в котором мы живем, придает главное значение абстрактному мышлению, индивидуализму, духу конкуренции, школьным и профессиональным успехам. Тесты, по которым строится IQ, отражают адаптируемость человека к обществу именно в смысле этих общепризнанных ценностей. В обществе с иными представлениями понятие о нормальном интеллекте было бы, очевидно, существенно иным.
  В частности, широко применяемый в США тест Стенфорд-Бине был разработан с целью определить шансы ребенка на успешное обучение в школе. Его валидность была определена путем установления корреляции между ответами на задачи теста и школьными оценками. А чем определяется успешность в школе? Западная культура отдает приоритет рациональному мышлению, скорости решения стандартных задач и словесному рассуждению, для которого необходим определенный словарный запас. Именно эти критерии и лежат в основе оценки интеллекта учеными, принадлежащими к этой преобладающей в глобальном масштабе культуре.
  Еще один аспект проблемы состоит в том, что эти тесты отличаются неизбежной культурной спецификой. Например, в США тесты были разработаны для оценки интеллекта молодых англоязычных представителей любой расы и средних слоев. Поэтому в тесте WISC на вопрос «Кто открыл Америку?» правильным ответом признается «Колумб»; допускается также ответ «викинги» с уточнением «Лейф Эриксон». Ответ «американские индейцы» признается неверным. Точно так же есть множество вопросов, не очевидных для детей из низших слоев: почему лучше дать деньги обществу милосердия, чем нищему на улице, кто написал «Фауста» и т.д,
  С другой стороны, можно себе представить вполне резонные с точки зрения адаптации к окружающей среде вопросы типа «Сколько поросят в среднем бывает у свиноматки?» или «В какое время года лучше всего перепахивать землю?». К сожалению, такие познания не служат критерием интеллекта с точки зрения разработчиков тестов.
  Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что критерии интеллекта в подавляющем большинстве используемых тестов диктуются преобладающей культурой, т.е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западноевропейских школах. При этом не учитывается, что у кого-либо может быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и худшее знание языка, на котором говорит большинство населения данной страны.
  Тем не менее, мы живем в этой социальной среде и нас, следовательно, оценивают именно по этим критериям.

 
© www.txtb.ru