Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.3.3. Основной постулат теории личностного конструкта Келли и выводы из него

  Основной постулат теории личностного конструкта Келли гласит:
  Процессы индивида являются психологическими каналами, в русле которых будут, по его прогнозу, развиваться события.
  Келли полагает, что поведение людей определяется тем, как они прогнозируют будущие события. Всё поведение человека направлено на прогноз событий. Люди управляются конструктами, ориентированным на будущее. Поведение человека стабильно во времени и ситуациях. Люди направляют свои процессы к предупреждению будущего. Каждый человек прокладывает и характерным способом использует свои конструкты. Когнитивный компонент теории Келли состоит в том, что человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь.
  Согласно теории Келли люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы конструктов, которые определяют направленность их деятельности.
  Из основного постулата Келли делает одиннадцать выводов, которые, служат для разработки теории личностных конструктов. Мы обсудим важнейшие из них.
  1. Вывод о дихотомии - конструкты всегда биполярны. Конструктивная система по Келли состоит из конечного числа дихотомических конструктов. Хороший - плохой, справедливый - несправедливый, умный - глупый, популярный - непопулярный. Одна сторона биполярного конструкта используется чаще, чем другая.
  2. Вывод об организации - каждый человек ради удобства в предвосхищении событий, разрабатывает систему анализа событий, устанавливающую порядковые отношения между конструктами.
  Люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. И, еще того важнее, он подразумевает, что люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, как они организуют свои конструкты.
  По Келли, организация личностных конструктов весьма логична: конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. (Конечно, конструкт может быть и совершенно независимым от всех других.) Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в другой (подчиняющий) конструкт. Конструкт «хороший—плохой», например, может включать в себя оба полюса конструкта «сексуальный—несексуальный». Следовательно, первый конструкт подчиняет последний. Эту мысль можно пояснить на примере мужчины-сексиста, который анализирует девушку — модель месяца в журнале «Плейбой». Он, возможно, интерпретирует ее как «сексуальную» и, следовательно, в терминах подчиняющего конструкта как «хорошую». Но даже в системе конструктов самого законченного сексиста «хороший» обычно подразумевает больше, чем «сексуальный», Например, он может интерпретировать интервью месяца в том же журнале как «хорошее», потому что оно «вдохновило» его. В этом случае конструкты «сексуальный— несексуальный» и «вдохновляющий—не вдохновляющий» будут подчиненными по отношению к подчиняющему конструкту «хороший—плохой». Но главное здесь то, что люди создают различную иерархию личностных конструктов. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одного человека необязательно занимают такое же положение в системе другого. Келли предположил, что только если мы знаем, как человек организует конструкты, мы можем правильно судить о его поведении.
  1. Вывод о выборе. С точки зрения Келли, люди имеют несколько конструктов, с помощью которых они интерпретируют события своей жизни. Более того, каждый день они должны выбирать, какой конструкт и какой его полюс использовать для прогноза событий. Вывод о выборе показывает, как человек проводит этот отбор: «Человек выбирает для себя ту альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которой, как он ожидает, он получит большие возможности для расширения и определения своей системы» (Келли, 1955). Итак, по Келли, если мы стоим перед выбором (то есть перед ситуацией, в которой мы должны использовать наши конструкты тем или иным образом), мы выберем то, что наиболее вероятно либо расширит наше понимание мира, либо уточнит нашу конструктную систему. Иначе говоря, мы выберем полюс конструкта, который позволит понять событие более полно — то, что будет полезнее всего для прогностической эффективности нашей конструктной системы. Келли назвал это «продуманный выбор».
  2. Вывод об опыте.
  3. Конструктная система позволяет человеку прогнозировать будущие события так точно, насколько это возможно. Из этого следует, что конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюся последовательность событий. В этой связи Келли постулирует, что изменение в нашей конструктной системе имеет место тогда, когда мы встречаемся с новыми или незнакомыми явлениями, которые не согласуются с нашей предыдущей системой конструктов. Его вывод об опыте утверждает: «Конструктная система человека меняется в соответствии с успешностью интерпретации повторных явлений».
  4. Вывод о научении предполагает, что система личностных конструктов - это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Обратная связь, позволяющая судить о том, насколько хорошо эти гипотезы помогли нам прогнозировать будущее, приводит к изменению конструктов, которые, в свою очередь, используются как новые гипотезы для последовательного изменения системы. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Таким образом, по Келли, конструктная система последовательно пересматривается с обоснованным отбором для принятия правильных решений.
  5. Вывод об общности - при всей уникальности каждого отдельного индивида между людьми существует определенное сходство. Психологические процессы одного индивида похожи на процессы другого в той мере, в какой индивид прибегает к аналогичной интерпретации жизненного опыта.
  6. Вывод о фрагментации - человек может использовать множество конструктов, которые логически несовместимы друг с другом. В какой то момент мы можем быть безжалостными дельцами, а в какой-то любящими друзьями
  7. Вывод о диапазоне - конструкт применим лишь для ограниченного диапазона событий. Большинство людей согласятся с тем, что Садам Хусейн, Гитлер и мать Тереза лежат в диапазоне применимости конструкта «злодей - святой». Но они могут не сойтись в оценке других кандидатур.
  Личностные конструкты особенно важны для понимания межличностного поведения. Выводы, которые формулирует Келли позволяют понять, как участвуют и влияют наши конструкты на социальное взаимодействие индивидов.

 
© www.txtb.ru