Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.2. История развития социологической науки за рубежом

  Французская социологическая школа
  Начало этой школы заложил О. Конт, но настоящий фундамент создал Эмиль Дюркгейм. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) родился в семье потомственного раввина, однако семейной веры не принял и остался агностиком. Дюркгейм был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.
  Дюркгейм рассматривал естественные науки как образец для построения социологии, а общество как органическое солидарное целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
  Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто называют «социологизмом», в котором выделяют два аспекта: онтологический и методологический.
  Онтологическая сторона социологизма выражена в следующих положениях:
  • социальная реальность включена в установленный природный порядок; она столь же устойчива, как и другие виды реальности, и подчинена действию определенных законов;
  • общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Общество - не простая сумма индивидов, а система, образованная их ассоциацией. Дюркгейм установил дихотомию индивида и общества, индивидуального и социального: индивидуальные представления - коллективные представления;
  • утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной.
  Методологическая сторона социологизма выражена в следующих положениях:
  • познавательной целью социологии провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей;
  • социология как наука самостоятельна, а значит, социальные факты должны объясняться другими социальными фактами;
  • поскольку общество является доминирующей высшей реальностью, постольку целесообразна социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается наиболее глубоким и исчерпывающим. Социология в результате трактуется не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить все другие отрасли гуманитарного знания.
  Основные социологические открытия Э. Дюркгейма можно представить в следующем виде:
  1. Концепция объяснения социального «социальным» (нормы и ценности).
  2. Совокупность социальных фактов составляет социальную систему, ее институты, ценности и нормы.
  3. Идея освобождения науки от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков; этика честного, непредвзятого познания.
  4. Идея аномии.
  Аномия - отрицание или отсутствие норм и права на определенных этапах развития общества, снижение воздействия на индивидов коллективного сознания.
  5. На основе теории «аномии» Дюркгейм вывел особый вид самоубийств - «аномический», который связан с состоянием общества. Чаще всего это либо значительный упадок социального развития (кризис), либо полный расцвет (резкий подъем).
  В 70-е годы ХХ века закладываются основы современной французской социологии, в которой особое место занимают труды Пьера Бурдье. Взгляды этого ученого берут начало в «структуралистическом марксизме», который настаивает на структурном анализе действительности - «независимо от объекта» исследуется система его отношений.
  Бурдье разработал представление о роли символического (культурного) капитала людей, а также культурной идентичности, в которой формируются социальные практики (модели поведения). Практику, по мнению социолога, нельзя понимать как механическую реакцию на заранее заданные условия; она есть продукт диалектических отношений. Он установил связь между социальной структурой и повседневным поведением людей через систему ментальных диспозиций - «habitus». «Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия практик... Вследствие этого габитус производит практики и представления, поддающиеся классификации и объективно дифференцированные».
  П. Бурдье объясняет разные модели поведения в социальной сфере через воспроизводство социально-культурных правил, стиля жизни, которые диктует габитус (habitus) - совокупность социальных отношений, система установок и ориентаций, распространенных в социальной группе. Сформированный стиль жизни объединяет экономические элементы (социальное происхождение, доход, имущественные возможности, инвестиции в образование) и культурные (ценности образования, традиции, профессии в ближайшем окружении, мотивация). Использование концепции жизненных стилей и связанных с ними социальных практик позволяет синтезировать объективные и субъективные факторы доступности определенного качества жизни для представителей разных социальных групп.
  В любом обществе, которое П. Бурдье рассматривает как поле, существует специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте. Он считает, что общество включает в себя «доминирующие» и «доминируемые» классы. Это превращает социум в поле конфликтов и конкуренции, которое не только воспроизводит, но и легитимизирует неравенство.
  Критерием неравенства П. Бурдье считает капитал, основными формами которого являются экономический, культурный и социальный, а также символический капитал, связанный с престижем и именем. Социолог вывел закон сохранения капитала, когда затраты в одном виде оборачиваются прибылью в другом. «Возможность конвертации различных типов капитала служит основой стратегий, направленных на обеспечение воспроизводства капитала посредством превращений, минимизирующих затраты и потери». Объем, характер затрат и правильный выбор их вложения влияют на активизацию процессов взаимодополнения различных видов капитала.
  Во Франции роль структурно-функционального подхода к социальной реальности сыграл структурализм - влиятельное направление, представленное такими видными социологами, как М. Фуко, К. Леви-Стросс. Структуралистский подход к социальной реальности состоит в акцентировании наличия во всех человеческих проявлениях - общественных институтах, культурном творчестве - неизменных и недоступных эмпирическому исследованию структур, которые управляют процессами их функционирования и развития.
  Теория социального обмена. Теория социального обмена, наиболее яркими представителями которой являются Джордж Хоманс (1910 - 1989) и Питер Блау (1918 - 2002), исходит из примата не системы, а человека.
  Исходным положением теории социального обмена П. Блау является то, что людям необходимы многообразные виды социальных вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, как указывает Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут социально вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус и т. п., а также практическая помощь.
  Немецкая школа социологии
  Немецкий социолог Макс Вебер (1864 - 1920) получил историческое, экономическое и юридическое образование. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической мысли.
  Важным вкладом М. Вебера в социологию было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственное, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению). Идеальный тип создается индуктивным путем на основе обобщения реальных исторических фактов, а не формируется абстрактно. Он не должен иметь ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного (индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточной феномен (в религии это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). Это - преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену.
  Основа социологической теории М. Вебера - это концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. По его мнению, действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.
  «Понимающая социология» М. Вебера - это наука о социальных действиях, понимающая их через объяснения:
  1. Понимание через прямое наблюдение (за действиями личности, просмотр телепередачи, пьесы в театре).
  2. Объяснительное понимание - объяснение действий другого человека.
  3. Причинное объяснение - объяснение причины, которая привела к социальному действию.
  Социология как научная дисциплина обретает характер «понимающей», поскольку ориентирована на интерпретацию действий людей.
  Социальное действие - это поведенческий акт индивида, в котором присутствуют два момента:
  а) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свое действие определенный смысл;
  б) ориентация на поведение других людей.
  Действие, о котором человек не задумывается и не соотносит с другими людьми, не является социальным действием: непреднамеренное неожиданное падение, непроизвольный крик от боли - в этих действиях отсутствует мыслительный процесс. Действие не является социальным в том случае, если не затрагивает интересы других людей, остается для них незамеченным.
  В трудах Вебера исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации («рационализации») общества. Важная категория, введенная Вебером в научную терминологию, - «реальность», которая понимается им как процесс подчинения всех сфер и проявлений общественной жизни требованиям разума.
  Основные базисные теории социологии, разработанные М. Вебером:
  • учение о социальном действии и мотивации;
  • учение об общественном разделении труда;
  • учение о профессии как призвании;
  • основы социологии религии;
  • концепцию социальной стратификации;
  • основы экономической социологии и социологии труда;
  • основы социологии города;
  • теорию бюрократии;
  • основы политологии и института власти;
  • учение о социальной истории общества и рационализации;
  • учение об эволюции капитализма и института собственности.
  Благодаря его вкладу в развитие социологической науки - М. Вебер считается основоположником современной науки об обществе.
  Большое значение для развития современной социологии имели труды немецких социологов Фердинанда Тенниса (1855 - 1936) и Георга Зиммеля (1858 - 1918).
  Теория социального конфликта. На основе критики теорий консенсуса, которые обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на поддержании социального порядка, стали формироваться многочисленные теории социальных конфликтов. Опираясь на идеи К. Маркса, Т. Веблена, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, немецкие социологи утверждали, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.
  Обосновать основные положения теории социального конфликта попытался немецкий социолог Р. Дарендорф (1929 - 2009). Согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый «политический человек», а поскольку одно изменение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты постоянно присутствуют в жизни любого общества. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявлений различных человеческих страстей.
  С начала XX в. Центр изучения общества и развития социологии из Европы переместился в США, где вокруг Чикагского, Гарвардского и Мичиганского университетов сформировались крупные научные школы.
  Американская социологическая школа
  Выдающимся представителем американской социологической мысли был ученый российского происхождения Питирим Сорокин (1889 - 1968), которого в силу универсальности охвата социологической проблематики, значения теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить с М. Вебером.
  Высланный из России в 1922 г., он обосновался в США, где сделал успешную карьеру: преподаватель социологии, профессор Гарвардского университета, президент Американской социологической ассоциации. Творческая деятельность П. Сорокина необычайно продуктивна - им написаны десятки работ, посвященных различным общественным проблемам.
  В двухтомном труде «Система социологии» (1920) П. Сорокин излагает свое понимание метода, содержания и структуры социологии. Он четко формулирует тезис о том, что социология должна строиться по типу естественных наук - ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи.
  Социология должна изучать мир таким, каков он есть, а всякого рода нормативизм должен быть из нее изгнан.
  Социология должна быть объективной дисциплиной, то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению.
  Если социология хочет быть опытной дисциплиной, она должна отказаться от философствования в смысле создания умозрительных построений.
  Разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма (от греч. монос - один), то есть сведением любого явления к одному какому-либо началу. Вместо монизма Сорокин провозглашает последовательный социологический плюрализм.
  Объектом изучения социологии, по Сорокину, является социальное поведение и деятельность людей, социальных групп и структуры общества в целом.
  Сорокин подразделяет социологию на теоретическую и практическую.
  Теоретическая социология состоит из отделов:
  1) социальная аналитика (общее учение об обществе) изучает: определение и описание общества, анализ процессов взаимодействия, формулировка основных социальных законов, история социологической мысли;
  2) социальная механика (социальная физиология) - изучает закономерности общественной жизни, разложение социальных явлений на простейшие элементы, изучение свойств, осмысление механизмов общественной жизни.
  3) социальная генетика - изучает происхождение и развитие общества, основные тенденции поступательного развития общества и социальных институтов.
  Практическая социология (прикладная социология) - формулирует рецепты, определяет средства, помогает обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.
  Сорокин выделяет триаду, изучаемую социологией:
  • личность;
  • общество - совокупность взаимодействующих индивидов и групп с их социокультурными отношениями;
  • культура - совокупность значений ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, а также совокупность их носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.
  Питирим Сорокин выделяет в социологии четыре раздела:
  1. Общее учение об обществе. Определение и отношение общества, анализ процессов взаимодействия, формулировка основных социальных законов, история социологической мысли.
  2. Социальная механика (или социальная физиология) - главный раздел социологии. Закономерности общественной жизни, разложение социальных явлений на простейшие элементы, изучение свойств, осмысление механизмов общественной жизни.
  3. Социальная генетика. Происхождение и развитие общества, основные тенденции поступательного развития общества и социальных институтов.
  4. Социальная аналитика (прикладная социология). Формулировка рецептов, определение средств развития социального.
  Сорокин внес большой вклад в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности. Он подчеркивает естественный и непреодолимый характер расслоения общества на социально неоднородные страты и делает вывод о том, что социальная циркуляция индивидов осуществляется не по воле случая, а по необходимости. Он предложил проводить стратификационные измерения в трех социальных пространствах - экономическом, политическом и профессиональном.
  Главная особенность творчества П. Сорокина - глобализм, попытка осмысления социологических аспектов широко понимаемой им культуры. Он проанализировал причины и формы кризиса современной культуры и предложил путь выхода из него - нравственно­религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности.
  Он доказывает, что в истории нет никакой устойчивой тенденции и не существует прогресса - постоянного улучшения экономического положения. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения; эти периоды он назвал флуктуациями.
  Выдающийся американский ученый российского происхождения внес неоценимый вклад в развитие мировой социологии, вошел в историю как один из самых выдающихся мыслителей в области социологии XX века. Питирим Сорокин в своей теории социокультурного взаимодействия предложил классификацию универсальных ценностей, с которыми каждый индивид может соотносить свои поступки: Истина - ценности познавательной деятельности; Красота - эстетические ценности; Добро - ценности морали; Польза - ценности социальной адаптации.
  В течение XX в. американская социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Рассмотрим основные из них.
  Структурный функционализм с его акцентом на натуралистический подход к описанию и системные качества общества, попыткой перечислить все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и «порядок» социальной системы, все составляющие ее элементы и механизмы интеграции, в свое время находил широкую поддержку как в академических, так и в политических кругах. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902 - 1979). Он стремился обосновать центральную идею своего социального учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Парсонс построил теоретическую схему, в центре которой находится процесс взаимодействия социальных систем, окрашенных личностными характеристиками и ограниченных культурой.
  Основой структурно-функциональной теории Парсонса стало положение о том, что действие является системой, которая имеет свои функции, соотнесенные с предлагаемыми социальными целями. «Действие образуется структурами и процессами, посредством которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно их реализуют в конкретных ситуациях. Слово «осмысленный» предполагает, что представления и референция осуществляются на символическом, культурном уровне. Намерения и их осуществления в своей совокупности предполагают способность системы действия - индивидуального или коллективного - модифицировать свое отношение к ситуации или окружению в желательном направлении».
  По мнению Парсонса, свои намерения, реализующиеся в конкретных ситуациях, люди формируют не только собственными целями, замыслами, потребностями или мотивами, но и структурами, их окружающими. Созданные в обществе структуры образования, семейной жизни служат средством, при помощи которого индивиды реализуют свои «осмысленные намерения». Парсонс определил пять типов переменных, между которыми «деятель» выбирает свой путь, опираясь на индивидуальные ориентации и культурные связи. Образцы поведения заложены социальной системой, а вариативность возможна в рамках предложенной структуры ролей.
  Т. Парсонс ввел понятие «социальная роль». Роли, как «мельчайшие единицы» социальной системы, определяются институтами, служат основой для распределения престижа и власти. «Для большинства аналитических целей наиболее существенная единица социальных структур - не лицо, а роль. Роль есть тот организованный сектор ориентации индивида, который предназначает и определяет его участие в процессе взаимодействия».
  Теория взаимодействия социальных действий индивидов и ролей, установленных институтами, имеет фундаментальное методологическое значение для исследования проблем доступности высшего профессионального образования. В условиях резкого роста индивидуальных ориентаций восременных людей наблюдается ситуация, о которой писал Т. Парсонс: «Когда множество индивидуальных деятелей на уровне каждого ориентировано в ситуации на удовлетворение ряда потребностей предрасположенности. и в силу того изначального факта, что объектов., которые инструментально полезны и внутренне ценны, не хватает, возникает проблема аллокации (распределения): проблема того, кому что получать, кому что делать, проблема способов и условий действий».
  Неоэволюционистские теории в большинстве своем пытаются совместить характерную для структурного функционализма идею системности с идеей развития. Одним из первых такую попытку предпринял основатель структурного функционализма Т. Парсонс. Он выдвинул предположение о том, что все действующие системы, если им удается выжить, сталкиваются с четырьмя важными проблемами:
  • обеспечение получения ресурсов из окружающей среды и их распределение («адаптация»);
  • мобилизация ресурсов для достижения определенных целей и установление приоритетов между целями («целедостижения»);
  • осуществление координации и регулирования отношений внутри системы («интеграция»);
  • осуществление выработки у составляющих систему индивидов мотивации, обеспечивающей соответствие их деятельности целям системы и снятие напряжений («поддержание социального стандарта»).
  Теорию социальных изменений в традициях структурно-функционального анализа разработал другой американский социолог Роберт Мертон (1910 - 2003). Отказавшись от создания общей социологической теории, он предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Наряду с понятием функции Р. Мертон ввел понятие «дисфункция», т. е. предположил возможность отклонения системы от нормального порядка функционирования - для восстановления которой требуется создание новых структур и механизмов.
  Роберту Мертону принадлежит ряд ценных идей, имеющих непосредственное отношение к исследованию образования. Он отметил существование функциональных альтернатив, подразумевающих приемлемость социальных и культурных образцов передаваемых через образование. «Школа, разумеется, также является официальным механизмом передачи господствующих ценностей; в значительной доле учебников, используемых в городских школах, либо неявно предполагается, либо открыто утверждается, что образование развивает интеллект и тем самым гарантирует хорошую работу и денежный успех».
  Р. Мертон акцентировал внимание на динамике изменения образовательных потребностей и задач. Ученый выделил в образовании «универсум функций», который постоянно меняется под влиянием времени, «в ситуационно-временной плоскости»; образование есть динамичный, вечно изменяющийся институт. При этом функции, как и система, подвержены постоянному изменению.
  Символический интеракционизм. Символический интеракционизм (Д. Г. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.) в своих теоретических построениях делает главный акцент на теоретическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.
  Характерными чертами символического интеракционизма является его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
  Американские социологи Н. Хоув и В. Штраус разработали теорию смены поколений, в которой основу поколения составляют возрастные характеристики и общие ценности. Каждые четыре поколения образуют цикл, длительность цикла - 80-90 лет. Возрастная зона каждого последующего поколения меньше предыдущего: первое поколение американцев, сложившееся в ХХ веке, охватывает зону в 24 года (рожденные в 1922-1945 гг.); второе - в 23 года (1943-1965 гг. рождения); третье - 20 лет (рожденные в 1965-1984 гг.); четвертое поколение - уже только 18 лет (рожденные в 1983-2000 гг.). Подход Хоува и Штрауса был применен в других странах; оказалось - теория работает, с небольшими отклонениями и поправками на специфику развития общества.
  Адаптация этой теории сегодня осуществляется в России.

 
© www.txtb.ru