|
2.1. Возникновение и становление социологической науки
Зарождение социологии Социология - относительно молодая наука; как профессиональная сфера она оформилась лишь полтора века назад. Но объект ее изучения - общество - зародилось в глубокой древности. Отсчитывая историю этой науки со времен О. Конта, который впервые предложил термин «социология» в 1842 г., мы неизбежно впадем в историческую ошибку: определить науку, выделить ее из среды других и определить ее корни - это разные вещи. Обществом мыслители интересовались еще в глубокой древности. Они изучали обычаи, нравы, традиции, строение общества, разрабатывали рекомендации по совершенствованию общественного развития. Социология зарождалась и долгое время существовала в качестве составной части философии - социальной философии. Великие мыслители древности, античные философы Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) дали первое и достаточное полное представление о строении общества. Платон поделил общество на три класса: 1) высший - философы, мудрецы, управляющие государством; 2) средний - воины, охраняющие государство от смуты и беспорядка; 3) низший - ремесленники и крестьяне. Аристотель считал залогом стабильности государства наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан (средний класс). Он также классифицировал формы государственного устройства и выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью правителей является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих. Следует отметить, что в античное время общество олицетворялось с государством. Через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе Н. Макиавелли (1469 - 1527), Т. Гоббса (1588 - 1679), Дж. Локка (1632 - 1704), которых считают непосредственными предшественниками научного этапа социологии. Этапы социологии (1798-1857) Основы периодизации социологии заложил О. Конт. Он сформулировал основной закон общественного прогресса - закон трех стадий, согласно которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. В истории развития социологии выделяют несколько этапов. 1 этап. Донаучный. Этот этап, по мнению О. Конта, включает три стадии. а) теологическая, охватывающая период древности - до 1300 г. и включающая несколько направлений: • фетишизм - когда люди обожествляли окружающие их предметы; • политеизм - когда обожествлялись природные явления, многобожие; • монотеизм - эпоха христианства. б) метафизическая - с 1300 по 1800 г. - переходная стадия, для которой характерно разрушение старых верований. Важнейшим событиями этой эпохи стали Реформация, Французская революция. Обществу требовалось новая идеология; в) позитивная - стадия, давшая миру новую идеологию - позитивизм. Наблюдается рост промышленного производства и гармоничное развитие социальной жизни. 2 этап. Начальное развитие научной социологической мысли (40-е гг. XIX - конец XIX в.). Европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития, наблюдается всеобщее увлечение успехами естествознания и расцвет позитивно-натуралистического мировоззрения. 3 этап. Формирование предмета социологии, завершение процесса оформления ее в качестве науки (конец XIX в. - 20-е гг. XX в.). В европейских университетах появились первые кафедры социологии, социологические научные журналы; началась подготовка профессиональных социологов. 4 этап. Становление и развитие социологии (начало XX - 70-е гг. XX в.). Формирование структурного функционализма - направления, позволяющего упорядочить представления об общественных сферах. Расцвет социологии в США, выход ее на лидирующие позиции среди наук, объясняющих социальные противоречия. 5 этап. Современный (с конца 70-х гг. XX в. - по наше время). Многообразие социологических направлений, в рамках которых функционируют научные школы - объединения ученых, которые закрепляют исследовательские традиции. Для каждого этапа развития социологии характерны свои особенности, которые мы рассмотрим сквозь призму социологических теорий. Первые социологические теории: научный проект О. Конта Огюст Конт резко противопоставил социологию философии. Получив математическое и естественное образование, О. Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая спекуляции и вымыслы. Назвав социологию «социальной физикой», Конт считал ее единственной наукой, способной открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Он настаивал на изучении и исследовании взаимосвязей и фактов больших систем. Внешними видами систем он полагал общество и человечество. Социологическая теория Конта состояла из двух частей: «социальная статика» - изучает общество как устойчивую систему; «социальная динамика» - изучает общество как развивающуюся целостность, систему. Эти две составляющие социальной реальности соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения: «Порядок и прогресс». Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика - это социальная анатомия, изучающая относительно устойчивое строение социального организма. Социальная динамика - это социальная физиология, изучающая его функционирование в движении. Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам. Основными элементами строения общества О. Конт называет индивида, семью, государство и религию. Семья, по мнению ученого, составляет ту простейшую единицу, из которой складывается общество. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Государство - это блюститель общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденции коренного расхождения идей, чувств и интересов в обществе. Изучение общества, по мнению О. Конта, социология совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение, историзм. Применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Отсюда и позитивизм - от лат. позитивус - положительный. Сам О. Конт термину «позитивный» придавал пять значений: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий.
О. Конт считал социальную динамику теорией прогресса, который, прогресс, проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека непрерывно улучшать во всех отношениях условия своего существования, развивать свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь. Главный закон социального прогресса - это закон трех стадий, которые проходят в своем развитии все общества: теологическая; метафизическая; научная стадия. В своем творчестве О. Конт руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, считал просветительство важнейшим делом. Для решения проблем общества необходимо создать точную и объективную науку. Став достоянием людей, ее законы помогут им правильно и разумно строить свои взаимоотношения. Подчеркивая значимость социологии, О. Конт поместил ее перед математикой, физикой и биологией, а ее преобразующую роль считал столь же важной, как и роль религии. Органическая теория Г. Спенсера Английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903) создал учение о социальной эволюции - органическую теорию. Получив инженерно-ремесленное образование, Г. Спенсер обратился к изучению философии и социологии. Большое влияние на него оказала теория эволюции Ч. Дарвина. Основываясь на положениях дарвинизма, Г. Спенсер сравнил общество с биологическим организмом, его отдельные части (государство, церковь, образование и т. п.) - с частями организма (сердцем, нервной системой): • экономическая жизнь в обществе подобна обмену веществ в организме; • правительство аналогично головному мозгу; • телеграфные провода - это нервная система организма; • торговля выполняет функции кровообращения. Уподобляя общество живому биологическому организму, Г. Спенсер обращает внимание на их сходство: а) как живет организм, так и общество в процессе роста и развития увеличивается в своей массе; б) в ходе развития и то, и другое усложняется; в) по мере развития их части приходят во все большую зависимость друг от друга; г) и то, и другое продолжает жить как целое, хотя составляющие единицы (в организме - клетки, в обществе - индивиды, люди) постоянно заменяются новыми. Г. Спенсер первым применил в социологии понятия «структура» и «функции», связав изменения общества с изменениями его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика - меняется социальная структура общества. Он вывел основной закон социального развития - закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Сравнивая общество с живым организмом, Г. Спенсер выделил различия между ними: общество существует для блага своих членов, а не члены для блага общества. В этом выводе проявляется либерализм Спенсера. Он выделил два типа общества. 1. Военное общество. Характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь подчинена дисциплине, и даже церковь похожа на военную организацию. Индивид принудительно подчинен социальному целому. 2. Промышленное (индустриальное) общество. В этом обществе преобладающими являются промышленность и торговля, зарождается политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. Власть рассматривается как выражение воли индивидов, их соединение становится добровольным. Г. Спенсеру принадлежит идея о дифференциации и интеграции общества. Суть ее состоит в том, что общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами. Чем больше разнообразия между частями общества, чем сильнее их дифференциация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей. Учение К. Маркса Немецкий философ и социолог Карл Маркс (1818 - 1883) получил разностороннее образование и вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) разработал концепцию общественно-экономической формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Такое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне. Марксистская теория общества признает воздействие на его развитие многих факторов. Производственные отношения - это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй, формы права, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Анализ производственных отношений позволил Марксу выявить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации. Общественная формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. На основе выработанного ими подхода К. Маркс и Ф. Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Также были изучены классы и социальные группы современного им общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство - и выявлены важнейшие особенности их социального положения и интересов. Являясь сторонниками революционного пути изменения общества, К. Маркс и Ф. Энгельс заложили основы особого направления в социальном анализе - критическая социология. В их понимании противоречия и конфликты - важнейшие факторы социальных изменений, движущая сила социального прогресса.
|
|