|
1.3. Структура и функции социологического знания
Внутренняя структура социологии Социология подразделяется на множество исследовательских областей - областей интересов социологов, например, изучение юношеской преступности. Область образуется, когда на конкретную проблему социологии смотрят с позиций определенной социологической перспективы, например, интеракционизма. Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют сложно разветвленную систему. К примеру, в рамках социологии в XX веке выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии. Первая попытка провести классификацию областей принадлежит О. Конту. Он разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Эта классификация держалась довольно долго. Следующий этап связан с появлением социологии как академической дисциплины в Америке. Принцип новой классификации - разветвление социологии на множество предметных областей. Идея выделения и исследования областей в социологии принадлежит Э. Дюркгейму, когда он был издателем - редактором крупнейшего журнала. В очередном томе «Социологического ежегодника» за 1902 г. Дюркгейм и редколлегия представили классификацию публикаций по социологии. Были выделены следующие подразделения общей социологии: социология религии, юридическая и моральная социология, криминальная социология и моральная статистика, экономическая социология, социальная морфология, эстетическая социология, технология, язык и война. Появление новых проблем и новых областей исследования - результат роста теории и метода. Проблемы иммиграции в США, а затем темнокожих меньшинств повлияли на становление двух новых областей - изучение рас и этических отношений - больше, чем развитие собственно теории - теории культуры и межгрупповых отношений. К усложнению внутренней структуры социологического знания ведет процесс специализации. Внутри себя каждая специальность подразделялась на ряд подспециальностей. Так, внутри социальной структуры (морфологии общества) возникла специализация по социальной стратификации и социальной мобильности. Появились новые области, специализирующиеся на социальных институтах: экономика и общество, политическая социология, индустриальная социология, социология образования, религии, медицины, закона, досуга и спорта, науки, культуры, массовых коммуникаций и общественного мнения. В рамках социологии культуры сегодня в качестве самостоятельных существуют такие направления, как социология кино, социология театра, социология массовой (популярной) культуры, социология чтения. В рамках экономической социологии следует различать социологию труда, социологию занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций. Эмпирические и теоретические компоненты социологического знания Как мы выяснили, внутридисциплинарная матрица социологии - это совокупность отраслей, которые покрывают все тематическое поле, изучаемое социологической наукой. Внутридисциплинарную матрицу социологии составляют следующие исходные элементы. Эмпирическое исследование - фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная цель - приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций. На подготовку эмпирического исследования уходит от 3 до 10 лет. Над его организацией трудится многочисленный коллектив. Оно проводится только академическими социологами. Пример: межстрановые, общенациональные, региональные исследования и др. Основой эмпирического исследования является получение репрезентативной (достоверной и представительной) информации. Прикладное исследование - оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие, банк, деревня) в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процесса) и подготовки практических рекомендаций. Пример: сокращение кадровых работников на предприятии, повышение мотивации менеджеров. Для решения такой задачи социолог должен привлечь какие-либо частные теории, ограниченный круг эмпирических данных, эффективные технологии и методы, после чего приложить все это к конкретному объекту. В этом и состоит смысл прикладного исследования - приложение фундаментальной науки к практическим проблемам. Прикладное исследование не ставит целью приращение нового знания, открытие новых теорий, в нем применяются уже известные знания, оформленные в так называемые типовые методики, то есть социальные технологии. Методика ГОЛ (Групповой Оценки Личности), используемая для оценки личных и деловых качеств работников, является примером социальных технологий, которые применяются к десяткам и сотням однотипных объектов, и представляет собой коммерческий товар, имеющий определенную цену. Структура социологии по уровню прямого использования знаний: фундаментальная теоретическая и прикладная эмпирическая наука. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относятся теории общесоциологического уровня. Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития: разработку концептуальной социологической модели исследования; познание социальной реальности; преобразование социальной действительности. В рамках теоретической социологии существуют различные социальные и частные социологические теории. Прикладная социология предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей, практической реализации теоретической социологии; осуществления социального управления, реализации методов социального планирования и прогнозирования. Внутридисциплинарную матрицу можно представить в виде расходящегося корнями «дерева знаний» (рис.1.3). Структура социологической системы знания
![Рис. 1.3. Структура социологической системы знания](../img/1109.png)
Рис. 1.3. Структура социологической системы знания
Рождение новых отраслей очень редко диктуется потребностями самой науки. Гораздо чаще побудительным стимулом является общество, в котором на первый план в разные периоды выходят те или иные социальные проблемы. В советское время лидировала трудовая тематика и наиболее активное развитие получила социология труда, а в 90-е годы, в связи с ростом имущественного расслоения общества, падением материального благосостояния населения широкое развитие получили проблемы бедности и неравенства (включаемые в тематическое направление «социальная структура и стратификация), о которых при социализме никогда не говорили. Социологическая структура - отражение общественного развития Между уровнем и сложностью социального знания, уровнем и сложностью развития общества существует не только тесная связь, но и прямое соответствие. Социологию можно считать объективным зеркалом структуры и динамики общества. Американская социология, количество отраслей и степень разработанности научной проблематики, отражают уровень продвинутости американского общества на пути технического и социального прогресса. То же самое можно говорить о российской и любой другой национальной социологии. Если мы сравним структуру США и России, то увидим не только сходства, но и серьезные различия. Это происходит потому, что Россия и США находятся на разных исторических этапах развития и принадлежат к разным типам общества. Одним из показателей уровня развития страны является соотношение городского и сельского населения. В первой половине XX века страны Западной Европы и США представляли собой страны с преобладанием городского населения, а Россия оставалась аграрной страной, поэтому первые перешли в индустриальную стадию, а Россия находилась в доиндустриальной фазе. Движение, отставание или переход в новую фазу сопровождаются изменением в спектре тех социальных тем, которые изучает социологическая наука в конкретной стране. Проблемы рабочего класса, городской преступности, бедности и нищеты европейские социологи изучали в середине и конце XIX в., в США - в начале XX в. (Чикагская школа), в России - в середине XX в. (социология рабочего класса) и в конце XX в. (преступность, бедность и нищета). Если в СССР в 70-80-е годы активной отраслью являлась социология труда (индустриальная социология), то в США и Западной Европе эта отрасль уже ушла на второй план, т. к. эти страны перешли в постиндустриальную фазу. В начале ХХІ века в России активно заявляет о себе экономическая социология, и сегодня она является ведущей отраслью. Вместе с ней популярна социология менеджмента и организаций, социология социального неравенства. Функции социологии Количество и список отраслей национальной социологии, уровень их развития и время появления отражают движение данной страны по пути технического и социального прогресса. Развиваясь в различных направлениях, исследуя актуальные для общества проблемы, социологическая наука реализует важнейшие функции. Эти функции делятся на две большие группы: теоретическая и прикладная. К первой относятся познавательная, инструментальная и организационно-технологическая функции, решающие задачи разработки теории и методологии исследования социальной реальности. Ко второй - прогностическая, управленческая и социального проектирования, способствующие принятию новых решений и обоснованию перспектив развития общества. Конкретное содержание деятельности социологов в рамках названных функций представлено на рисунке 1.4.
![Рис. 1.4. Основные функции социологии](../img/1110.png)
Рис. 1.4. Основные функции социологии
Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции, которые выражают многообразие связей социологии с жизнью общества и ее общественное предназначение. 1. Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации. 2. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п. Такие прогнозы - основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления. Социология способствует определению возможных путей и вариантов развития процессов и явлений, а также сроков и последствий. Социологическое предвидение опирается на научный анализ общественной ситуации и с достаточно высокой степенью точности может спрогнозировать состояние явления в будущем. 3. Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой. 4. Социально-технологическая функция. Она включает в себя выполнение двуединой задачи: • создание служб социального развития на предприятиях. Эти службы выясняют причины текучести кадров, изучают социально-психологическую обстановку в трудовых коллективах, способствуют формированию первичных коллективов, участвуют в управлении социальными конфликтами и т. п.; • социальное изобретательство в рамках социальной инженерии, когда на основе изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации (молодежные жилищные кооперативы, детские дома семейного типа, студенческие строительные отряды и т. п.). 5. Управленческая функция. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда. В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.
|
|