Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.3. Развитие социологии в России

  Этапы развития русской социологии
  Социологическая мысль в России развивается как часть мировой социологической науки. Испытывая влияние различных школ и течений западной социологии, она вместе с тем отражает своеобразие развития российского общества и внедряет оригинальные концепции.
  Выделяют следующие основные этапы развития отечественной социологии:
  1 этап (60 - 80-е гг. XIX в.).
  На этом этапе доминировал позитивизм. О. Конта в России знали хорошо и поддерживали, он привлекал не только научным, но и социальным пафосом - желанием немедленно переделать общество на строго научных основах.
  2 этап (80 - 90-е гг. XIX в.).
  В это время развивается марксизм и антипозитивизм, резко критикуются натуралистические концепции. Доминировала субъективная социология, создатели которой - П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский - стремились обосновать идеи русского социализма и народничества. Этот период связан с именами Б. Н. Чичерина, А. Д. Градовского, М. М. Ковалевского.
  3 этап (90-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в.).
  На этом этапе распространяется неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования. Этот период связан с именами П. А. Сорокина, Н. Я. Данилевского и других.
  4 этап (20 - 60-е гг. XX в.).
  Оживление социологической мысли в России в начале 20-х гг. сменяется застоем: в 30-е гг. социология была упразднена. После дискуссии в Институте философии Коммунистической академии она была объявлена буржуазной лженаукой, исторический материализм был объявлен социологией марксизма, а эмпирические конкретно­социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Однако отдельные проблемы в социологии продолжают развиваться в рамках исторического материализма, психологии, демографии, статистики.
  5 этап. Современный. (60-е гг. XX в. - настоящее время).
  Возрождение социологической науки в нашей стране приходится на 1960-е гг. («хрущевская оттепель»). В это время создается отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатории социологических исследований в ряде университетов. В 1962 г. создана Советская социологическая ассоциация, в 1969 г. - Институт конкретных социологических исследований АН СССР (с 1988 г. Институт социологии). С 1974 г. выходит журнал «Социологические исследования» («Социс»).
  В 1980-е гг. были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников и их отношение к труду. Широко распространилось социальное планирование в масштабе предприятия и города, был накоплен большой фактический материал и отработаны методики социологического исследования.
  В последнее десятилетие ХХ века - начале ХХІ века в России образованы социологические факультеты и отделения в ведущих университетах страны, ряд академических и независимых социологических центров: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд общественного мнения (ФОМ), Центр социальных исследований Ю. Левады, Институт социологических исследований Российской Академии наук (ИСИ РАН).
  Рассмотрим основные российские социологические теории.
  Субъективная социология
  Субъективная социология, созданная народниками П. Л. Лавровым (1823 - 1900) и Н. К. Михайловским (1842 - 1904), сводилась к следующему:
  • сущность общественного развития состоит в переработке культуры (традиционных общественных форм в цивилизацию);
  • цивилизация понималась как сознательное историческое движение, осуществляемое критической мыслью личностей;
  • полноценное развитие личности возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости;
  • к социализму Россия должна прийти, минуя капитализм на основе крестьянской общины с ее коллективистскими традициями.
  Методология субъективной социологии:
  • обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии, поскольку социальную деятельность личности - основной единицы общества определяют ее субъективные помыслы и цели (принцип «сопереживания» при изучении личности);
  • субъективная концепция истины, понимаемая как удовлетворение познавательной способности человека;
  • критерий истины, по Михайловскому, познавательная способность «нормального человека», поставленного в благоприятные социальные условия и отражающего интересы трудящегося большинства. А это предполагало разработку социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей.
  Теории строения общества
  Формирование социологической концепции М. М. Ковалевского происходило под влиянием идей О. Конта и достижений сравнительно-исторического метода, разработанного в юриспруденции.
  Социологическая теория М. М. Ковалевского (1851 - 1916) включает в себя учение о солидарности, прогрессе, теории факторов, стадиях экономического роста; концепцию русского исторического процесса. По Ковалевскому, солидарность должна восторжествовать над антагонизмом. Ковалевский определил социологию как науку о порядке и прогрессе.
  Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Н. Чичерина (1828 - 1904), который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философское обоснование изучения общества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обоснование разумной политической деятельности. Б. Чичерин определяет государство и общество как два разных союза, «из которых один представляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупность частных отношений».
  Б. Чичерин подчеркивает необходимость четко различать сферу государства и общества, а предмет социологии видит в изучении общества, но в его многообразных отношениях и противоречиях с государством. В социологическом курсе Чичерин вычленяет специальные разделы: природа и люди, экономический быт, духовные интересы.
  В творчестве А. Д. Градовского (1841 - 1889) можно выделить ряд ключевых моментов. Это прежде всего общество и государство - проблемы конституционализма и реформа 1861 г., история России в сопоставлении с историей стран Западной Европы. В его трудах мы находим идею правового государства, в котором закон, выражая отношения власти, вместе с тем является выражением народного сознания, опытом выработанных убеждений и общественных представлений о социальной справедливости.
  Социологический подход к праву и государству позволил А. Градовскому рассмотреть социальные институты, учреждения, историю управления в качестве конкретно­исторических проявлений отношений собственности, власти и личности. Идеи государственной школы имели важное значение для развития русской социологической мысли.
  Социологические взгляды П. А. Кропоткина (1842 - 1921):
  • обосновал эволюционно-биологический подход к природе и обществу, в основе которого - идея взаимопомощи как фактор эволюции;
  • считал, что основу жизни любого общества составляет деревенская община;
  • полагал, что нравственные идеи имеют эволюционное происхождение;
  • обосновал концепцию анархо-коммунизма:
  - стремление к обществу безгосударственного общежития;
  - минимизация функций государства; о расширение автономии нравственной личности; о равенство;
  - коллективная собственность на орудия и средства производства.
  Общее и систематическое изложение классификации всех общественных наук, определение места социологии среди них и обоснование ее специальных методов осуществлено русским социологом Н. И. Кареевым (1850 - 1931). В самом общем виде Кареев определял социологию как науку, изучающую законы общества, хотя и подчеркивал, что сами эти законы отнюдь не тождественны тем, с которыми имеют дело естественные науки, а представляют скорее общие, более или менее определенные тенденции развития социальных процессов.
  Современная российская социология
  В 1990-е годы наряду с социально-экономическими условиями жизни значительно возросло влияние социально-психологических и поведенческих факторов. Комплексный фактор «образ жизни», связанный с социальными условиями, получает наибольший вес в предлагаемых факторных моделях. Этот связано с изменением образа жизни населения в 1990-е годы. Современные российские социологи В. А. Ядов, Т. И. Заславская изучают вопросы уровня жизни, материальной обеспеченности, характера работы и качества жизни. Большой интерес у социологов постсоветского периода вызывают исследования, посвященные адаптации населения к меняющимся условиям.
  В России XXI века интенсивно разрабатывается проблематика социально­экономического неравенства. Согласно исследованиям Института социально-экономических проблем народонаселения РАН под руководством Н. М. Римашевской, социальное неравенство в определенных пределах можно считать нормальным явлением развития общества и даже с положительными стимулами: представителям менее обеспеченных слоев есть к чему стремиться и развиваться; благодаря конкуренции пополняется средний класс - основа общества.
  В советский период государство стремилось внешне максимально снизить социальное неравенство. Это касалось не только уровня доходов, но и доступа к ресурсам здравоохранения, образования. На постсоветском пространстве социальное неравенство стало нарастать в геометрической прогрессии, приобрело все признаки избыточного и принесло в общество исключительно разрушительное воздействие. Идея разделения неравенства на избыточное и нормальное, справедливое и несправедливое принадлежит современному российскому социологу М. К. Горшкову: «Россиянам представляется вполне нормальным уровень неравенства, когда дифференциация доходов сопоставима с показателями дифференциации в западноевропейских странах».
  Таким образом, анализ истории развития социологии позволяет сделать вывод: основной проблемой социологии есть поиск ответа на два фундаментальных вопроса - что представляет собой общество и каковы взаимоотношения людей, составляющих это общество.

 
© www.txtb.ru