Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


12.2. Социальный статус и социальная роль

  Понятие социального статуса
  Социальный статус (от лат. состояние, положение) - интиративный показатель индивида или социальной группы в иерархической структуре, в системе социальных связей и отношений относительно других индивидов и групп. Это положение определяется по экономическим, социльно-политическим, профессиональным, этническим и другими признаками. Проблема социального статуса имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. В той или иной мере потребительская психология связана с внешними материально-вещественными формами утверждения статуса личности. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.
  Серьезную проблему составляет правильное осознание личностью своего социального статуса. Если социальный статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые его социальному окружению образцы поведения.
  Социальный статус определяется:
  • полом;
  • национальностью;
  • способностями;
  • талантом;
  • возрастом;
  • профессией;
  • образованностью;
  • происхождением;
  • трудолюбием;
  • предприимчивостью.
  Статус предполагает:
  • определенные права, привилегии и обязанности;
  • специфический стиль жизни и поведения;
  • принятие соответствующих ценностей, верований и обычаев, отличных от других общностей;
  • определенный тип образования и занятий;
  • реальный вклад в функционирование и развитие общества, социальной группы;
  • определенный набор социальных ролей, представляющих собой динамичный аспект статуса.
  Показатели статуса:
  • уровень дохода и образования;
  • престиж профессии;
  • объем властных полномочий.
  Социальный статус личности обычно подразделяют на:
  • предписанный - место индивида в социальной структуре, которое заранее определяется ему обществом или группой независимо от его способностей;
  • достигаемый (приобретенный) - социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.
  Кроме того выделяют естественный и профессионально-достигнутый статусы личности.Естественный статус предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики: мужчина, женщина, детство, юность, зрелость, старость (т. е. пол и возраст).
  Профессионально-должностной статус фиксирует социальное, экономическое и производственно - техническое положение (предприниматель, банкир, инженер, адвокат, преподаватель). Это базисный статус личности для взрослого человека, являющийся основой интегрального статуса.
  Социальный статус очень тесно связан с социальной ролью, выполняемой индивидом в процессе жизни и общественной деятельности.
  Понятие социальной роли
  Социальная роль - это нормативный образец поведения, совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий определенный статус в социальной системе.
  Можно также сказать, что социальная роль - это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенный социальный статус. Обычно статус включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Понятие «социальная роль» было выработано в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, П. Сорокина, Т. Шибутани, Дж. Мида, Ч. Кули, Р. Минтона и др.
  В дальнейшем оно получило отражение в различных социологических построениях, прежде всего функционалистских и интеракционистских. В последнем случае имеются в виду конвенциальные и межличностные роли. В функциональном понимании определение социальной роли дано Р. Минтоном через статусные позиции, права и обязанности личности. В нашей стране ролевая концепция личности разрабатывалась И. С. Коном, В. А. Ядовым и др.
  Широко используется указанное понятие в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящих деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия «социальная роль» и «игра» отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации, например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, «ролевая теория» неплохо объясняет феномены отчуждения и конформизма.
  Исследуя соответствие индивидуальной мотивации общественным нормам и ценностям, а также выполнение людьми предписанных им правил, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на следующие слова пьесы В. Шекспира «Как вам это понравится»:
  Весь мир - театр.
  В нем женщины, мужчины - все актеры.
  У них есть выходы, уходы.
  И каждый не одну играет роль.
  Семь действий в пьесе той:
  Младенец, школьник, юноша, любовник,
  Солдат, судья, старик.
  Исполнение индивидом той или иной роли - это определенный отрезок социализации личности. Глубоко усвоить и освоить социальную роль означает выразить к ней свое отношение. Возникает процесс, который американский социолог и социальный психолог Дж. Мид (1863 - 1931) назвал социальной интеграцией, или социальным взаимодействием.
  В ходе этого взаимодействия личность, «приняв роль другого», делает своими внутренними позициями позиции окружающих его людей (сотрудники и коллеги по работе, сокурсники, семья и т. п.). Опираясь на понятие, которое предложил американский социолог Ч. Кули - зеркальное «Я», Дж. Мид включил «Я» (Я сам, как я есть) в непрерывное взаимодействие с «Мы». «Мы» представляет позиции социальной группы или обобщенного другого, ценности которых личность усваивает. Разумеется, при условии, если личность эти ценности разделяет.
  Типы и свойства социальной роли
  В своей жизни и даже ежедневно личность выполняет несколько ролей. Совокупность ролей называется ролевым набором. Можно выделить следующие группы или типы ролей:
  1. Семейно-родственные - супруг, мать, ребенок, брат, дедушка и т. п.
  2. Общественно-бытовые - хозяин, гость, покупатель, пассажир, зритель, отдыхающий и т. п.
  3. Профессионально-производственные - работник, владелец, руководитель, токарь, пилот, военнослужащий, врач и т. п.
  4. Социально-политические - депутат, избиратель, президент, лидер партии, член партии.
  5. Национально-этнические - роли в соответствии с этнической принадлежностью.
  Свойства социальной роли:
  • индивиды выступают во множестве ролей;
  • роль есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения;
  • решающее значение имеет соответствие социальной роли потребностям и интересам личности в самореализации и саморазвитии;
  • роли социальные могут быть предписанные и достигаемые;
  • с социальной ролью связаны определенные права и обязанности индивида;
  • между ролями возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии (внутри - или межролевые конфликты).
  Межролевой конфликт - это несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работник милиции иногда должен выбирать между выполнением служебного долга и арестом друга, или замужняя студентка должна совмещать обязанности жены и ученицы.
  Внутриролевой конфликт - это исполнение обязанностей, не соответствующих роли, или сознательное нарушение ролевых обязанностей. Например, депутат с трибуны Государственной Думы провозглашает одну точку зрения, а в узком кругу - совсем противоположную; или студенты, занимающиеся уборкой картошки вместо учебы.
  Марксистская социология подразделяет социальные роли на институциализированные и конвенциональные (по соглашению). Институциализированные являются ведущими, так как проистекают из социальной структуры общества. Конвенциальные возникают в процессе групповых взаимодействий относительно произвольно и имеют объективную окраску.
  Американский социолог Т. Парсонс выделял пять основных характеристик социальной роли:
  • эмоциональный (сдержанность или раскованность);
  • способ получения (предписание или завоевание);
  • масштаб (строгая ограниченность или размытость);
  • формализация (действия по правилам или произвольно);
  • мотивация (личная прибыль или общее благо).
  Необходимо отметить, что любая роль является чистой моделью поведения. Характер конкретного индивида является главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевыми испытанием. Это означает, что ролевое поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно представляет собой продукт свойственного только ему уникального способа интерпретации, истолкования и реализации ролей.
  Социальные роли в зависимости от характера требований, предъявляемых к ним, можно разделить на три категории норм:
  • нормы должностного или обязательного поведения;
  • нормы желательного поведения;
  • нормы возможного поведения.
  Соблюдение обязательных нормативных требований контролируется и обеспечивается определенными санкциями.

 
© www.txtb.ru