Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


12.1. Личность как социальный и деятельностный тип

  Понятие личности
  Известно, что на одной из двенадцати колонн храма Аполлона в Дельфах была высечена надпись: «Познай самого себя». С тех древнейших времен и до сегодняшнего дня человек познает себя и до конца познать не может. Личность, индивида, человека изучают многие науки; социология изучает личность как первичный субъект социального взаимодействия и отношений.
  Что же такое человек, индивид, личность?
  Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры; наиболее общая характеристика, означающая родовую принадлежность живого существа к homo sapiens.
  Индивид - это отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт человечества.
  Индивидуальность - это совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.
  Личность - это человек как субъект отношений и сознательной деятельности; это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества или общности.
  Личность - это итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена биологическими особенностями.
  В своем первоначальном значении личность - это маска, роль, исполнявшаяся актером в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. Если в христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, то в Новое время на передний план выступает самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
  Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
  Социальная сущность личности заключается в том, что в процессе взаимодействия личности и общества человек выступает как продукт социальной среды и одновременно как активный субъект, оказывающий влияние на общество.
  Основные факторы, определяющие социальную сущность личности:
  • накопленные обществом знания, опыт, обычаи, традиции;
  • общественная мораль;
  • государственное право;
  • совокупность общественных отношений;
  • социальный статус и социальная роль личности в обществе.
  Вместе с тем личность индивидуальна. Индивидуальность личности проявляется в физиологии, психике, способе жизнедеятельности, особых внешних чертах. Эти элементы индивидуальности, свойственные определенным социальным группам, позволяют выделить различные социальные типы людей:
  • социально-исторический;
  • социально-классовый;
  • профессиональный (рабочий, инженер, военнослужащий);
  • национально-этнический (русский, украинец, татарин);
  • гражданский (англичанин, россиянин, американец);
  • расовый (негроид, европеоид, монголоид);
  • общесоциальный (городской, деревенский жители, молодежь, пенсионеры);
  • психоневрологический (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик).
  Структура личности
  Личность - сложноорганизованная система, сочетающая в себе биологическое и социальное. Каждое общество накладывает свои специфические отпечатки на личность.
  В общем виде структуру личности можно представить в виде совокупности следующих подструктур:
  1. Биологическая:
  - внешние данные, здоровье;
  - темперамент;
  - влечения.
  2. Психологическая:
  - ощущения;
  - характер;
  - эмоции и воля;
  - память;
  - интеллект.
  3. Социальная:
  - опыт;
  - направленность;
  - интересы;
  - склонности;
  - идеалы;
  - потребности;
  - убеждения;
  4. Духовная:
  - социальный опыт;
  - привычки;
  - знания и умения;
  - навыки.
  Личность как деятельностный тип
  Известно выражение Жана-Поля Сартра: «Человек есть не что иное, как то, чем он делает себя сам». В этом выражении ясно прослеживается мысль о самореализации, стремлении человека к достижению все более высоких вершин личностного роста.
  Работая в направлении роста и самореализации, человек преобразует себя и преобразует окружающую действительность. Деятельностную сферу личности характеризует поведенческий облик.
  Американский социолог Р. Мертон выделяет следующие виды социального поведения:
  1. Конформизм - полное принятие социальных целей общества и способов их достижения.
  2. Инновационность - принятие социальных целей, но не способов их достижения (злоупотребление, воровство и т. п.).
  3. Ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (махинации, подлоги и т. п.).
  4. Ретритизм - отрицание и социальных целей, и способов их достижения (анархия, бродяжничество, наркомания).
  5. Мятеж, бунт - активное неприятие социальных целей и способов их достижения (терроризм, радикализм).
  Основываясь на этих видах социального поведения, можно определить типы поведения личности:
  1. Диспозиционное поведение - это поведение при наличии определенного выбора.
  2. Императивное поведение - это поведение при отсутствии выбора.
  3. Фрустрация (фрустрированное поведение) - это дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями.
  Деятельность личности, ее социальное поведение зависит от личностных установок. Между установками и социальными поведением существует взаимосвязь, которую можно выделить следующим образом.
  1. Элементарные фиксированные установки, закрепленные предшествующим опытом. Это готовность к действиям.
  Этому уровню установок соответствует реакция личности на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды - поведенческие акты.
  2. Ситуационные установки - это система социальных установок, которые образуются на базе оценки отдельных социальных объектов и отдельных ситуаций.
  Этому уровню установок соответствуют привычные действия или поступки личности, выступающие элементами поведения, его целенаправленными актами, подчиненными представлению о том, какой должен быть достигнут результат.
  3. Установки - ценностные ориентации. Это установки личности, определяющие общую направленность ее действий в той или иной сфере социальной деятельности.
  Этому уровню установок соответствует целенаправленная последовательность поступков или социальных действий личности в той или иной сфере жизнедеятельности, когда она преследует существенно отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой или последовательной цепью поступков.
  4. Установки - интересы. Это установки, определяющие направленность деятельности личности на цели жизнедеятельности и использование определенных средств их реализации.
  Этому уровню установок соответствует поведение личности по реализации жизненных целей.
  Личность как деятельный субъект проявляется в самореализации, которая, в свою очередь, включает:
  1. Духовную потребность в деятельности, самореализации.
  2. Рациональную сферу: самосознание, самопознание, самоощущение, самовосприятие, самонаблюдение, самооценка, самоактуализация.
  3. Эмоциональную сферу: самопереживание, самоутешение, самоуспокоение, самоотвлечение, самопрощение, самоодобрение, самолюбие, самовнушение, самоуважение.
  4. Волевую сферу: самодисциплина, самопреодоление, самостоятельность мышления и действия.
  5. Собственно деятельностную сферу личности.
  Таким образом, личность как деятельностный субъект реализуется в поведении, а также в выполнении определенных социальных ролей, предписанных соответствующим социальным статусом.

 
© www.txtb.ru