Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


12.3. Социализация личности: этапы и результаты

  Социализация личности (от лат. социалис - общественный) - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
  История возникновения термина «социализация» связана с недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немецкого на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.
  На процесс социализации личности влияет множество факторов, которые можно подразделить на:
  Внутренние:
  • генетически заданные;
  • самовоспитание.
  Внешние:
  • макросреда - общество, государство, социальное положение, нация, культура;
  • микросреда - социальная группа, неформальные общности, семья, отдельные личности.
  Процесс социализации включает две фазы:
  Первая фаза - социальная адаптация.
  Это приспособление индивида:
  • к социально-экономическим условиям,
  • к ролевым функциям, социальным нормам;
  • к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.
  Вторая фаза - интериоризация.
  Это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.
  Западная социология рассматривает социализацию прежде всего в рамках психоанализа (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Р. Гарольд, Дж. Смелзер и др.). З. Фрейд, в частности, выделял психологические механизмы социализации: имитацию (подражание), идентификацию (осознание принадлежности к той или иной общности), чувства и вины.
  Американский социолог Дж. Смелзер выделяет три стадии социализации личности:
  • стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  • игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  • стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
  Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями в силу их несовместимости может ролевой конфликт. В целях избежания конфликтов и возникновения стрессовых ситуаций необходимо находить способы гармонизации ролей.
  В марксистской социологии социализация рассматривается, прежде всего, как формирование жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта.
  Социализация осуществляется в ходе целенаправленного воздействия на человека в процессе трудовой деятельности, обучения и воспитания, а также под влиянием семейного и внесемейного общения, средств массовой информации, искусства и других воздействующих факторов.
  В процессе социализации различают следующие этапы:
  • дотрудовая;
  • трудовая;
  • послетрудовая.
  На каждой стадии существуют особые институты социализации; воздействие которых обусловлено системой общественных отношений:
  • семья;
  • дошкольные детские учреждения;
  • школа, учреждения профессионального образования;
  • трудовые коллективы, организации;
  • общественные организации;
  • неформальные объединения и т. п.
  В процессе социализации важную роль играют агенты социализации, к которым принято относить выдающихся людей, представителей своих социальных кругов:
  • личности мирового значения;
  • государственные деятели;
  • выдающиеся актеры, спортсмены, певцы;
  • ученые и изобретатели;
  • военачальники и т. д.
  Процесс социализации достигает определенной ступени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая выражается в обретении интегрального социального статуса.
  Типы личностей
  Результатом социализации личности является формирование того или иного типа личности.
  Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности.
  Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности; К. Маркс - формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
  Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.
  В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.
  1. Традиционный - представители этого типа ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.
  2. Идеалистический. Для этого типа характерно сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.
  3. Фрустрированный тип. Для этого типа характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
  4. Реалистический. Сочетает в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
  5. Гедонистически материалистический. Представители этого типа ориентированы в первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
  Каждое общество заинтересовано в качестве процесса социализации: чем выше качество, тем лучше полученный «материал» - личность деятельная, преобразующая.
  Таким образом, личность - это итог развития индивида. Как деятельностный тип личность реализуется в поведении и выполнении определенных социальных ролей, вытекающих из соответствующего социального статуса.

 
© www.txtb.ru