Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


История социальной психологии

  Официальной датой рождения социальной психологии, нового раздела в сфере психологических исследований, считается 1908 год. Именно в этом году вышли в свет и привлекли внимание две работы, в названиях которых фигурировало понятие “социальная психология”. Первая — “Введение в социальную психологию” психолога Уильяма МакДуголла — была опубликована в Лондоне, вторая — “Социальная психология” социолога Эдварда Росса появилась в Нью-Йорке. Правда, само понятие “социальная психология” к тому времени уже не являлось совершенно новым. За десять лет до указанной даты, в 1898 году Габриэль Тард опубликовал “Очерки по социальной психологии”, в которых изложил подробное описание феномена инициации и сформулировал основные принципы теории социального научения. (Более обстоятельный разговор об этих теориях пойдет ниже.)
  В том же 1898 году, когда вышла в свет работа Г. Тарда, в США Норман Триплетт в “Американском психологическом журнале” опубликовал результаты своего эксперимента, который показал, что простое присутствие других людей влияет на деятельность индивида. Триплетт, студент-выпускник университета Индианы, заинтересовался тем, что спортивные результаты, полученные велосипедистами во время соревнований, выше результатов, достигнутых теми же спортсменами, когда они поодиночке просто ехали “на время”. Основываясь на этих наблюдениях, Триплетт выдвинул гипотезу динамогенезиса, согласно которой присутствие других людей приводит к определенным изменениям в деятельности индивида. Проверяя свою гипотезу, Триплетт просил детей, чтобы они, соревнуясь на скорость, сматывали рыболовные катушки, и сравнивал результаты, достигнутые детьми, как в том случае, когда они действовали поодиночке, так и в том, когда они делали это вместе с другими детьми. По сути, это была первая экспериментальная попытка выяснить, как изменяется поведение индивида в присутствии других людей, причем не обязательно членов группы. Триплетт отмечал, что большинство детей сматывали катушки быстрее, если при этом присутствовали другие дети — или в качестве наблюдателей, или в качестве соперников. Позже, развивая и продолжая этот эксперимент, многие ученые провели большое количество схожих исследований.
  В 1908 году, как уже говорилось, вышли книги У. МакДуголла и Э. Росса. Основная идея, содержащаяся в работах этих авторов, заключалась в том, что поведение людей, их мышление, планирование жизни, общение, взаимодействия и т. д. — все это происходит в рамках социальной психологии. Однако четкого определения, что такое социальная психология, какова область ее проявлений ни МакДуголлом, ни Россом сделано не было.
  Отсутствие критериев в определении предмета социальной психологии привело к тому, что представления о социальной психологии у Росса и МакДуголла оказались различными. Отчасти это объясняется еще и тем, что авторы отражали взгляды различных научных направлений и традиций. Росс, будучи социологом, придерживался концепции коллективного группового разума, заимствованной им из арсенала идей французской социологической школы. И прежде всего идеи коллективного сознания Эмиля Дюркгейма и коллективных представлений Люсьена Леви-Брюля. Кроме того, поскольку в его книге рассматриваются такие темы, как дух толпы, поведение массы, общественное мнение, социальные конфликты и т. д., то можно с полной определенностью говорить о влиянии на Э. Росса идей теоретиков психологии масс — Густава Лебона и Габриэля Тарда.
  МакДуголл шел не от социологической, а от психологической традиции и, как уже упоминалось, был автором теории инстинктов социального поведения. Поэтому основной его интерес сосредоточен на таких явлениях, как инстинкты, мотивации деятельности, чувства. Основной движущей силой социального поведения, по мнению МакДуголла, являются инстинкты. (Кстати, именно благодаря У. МакДуголлу понятие инстинкт входит в научный оборот.)
  МакДуголл дает описание инстинкта, выделяя в нем три части: афферентную (воспринимающую, подводящую), центральную и эфферентную (отводящую, двигательную). Первая, афферентная, часть дает нам возможность воспринимать, ощущать, чувствовать предметы. Вторая, центральная, формирует у нас определенные переживания воспринятого в ощущении. Третья, эфферентная, реализует нашу ответную реакцию. Позднее МакДуголл в качестве движущих сил социального поведения определил склонности, интенции, стремления.
  Влияние концепций, как Росса, так и МакДуголла, оказалось ограниченным по той простой причине, что их базовые идеи — коллективного разума и инстинктов поведения — невозможно было применять в рамках методов экспериментальной психологии, ставшей к тому времени наиболее авторитетным и признанным научным направлением.
  Собственная сфера исследований социальной психологии становится более отчетливой в первые десятилетия ХХ века, по мере того, как все большее число ученых проявляет интерес к новой психологической дисциплине, влияние которой растет. Понятие “социальная психология” все чаще начинает использоваться в названиях профессиональных журналов и изданий. В этот период на развитие социальной психологии наибольшее влияние оказали психология масс, психоаналитическая теория и бихевиоризм.
  Психоаналитическая теория, созданная Зигмундом Фрейдом на основе его клинической терапевтической практики, особое внимание уделяет внутриличностным психическим процессам, которые обусловлены преимущественно конфликтом между индивидом и обществом. В концепции Фрейда впервые была изложена оригинальная теория социализации, включающая описание психических механизмов этого процесса — идентификации и интериоризации. Сегодня как сама фрейдовская теория социализации, т. е. процесса овладения навыками общественного поведения, так и введенные им новые понятия — идентификация, интериоризация, Сверх-Я (Идеал-Я) — являются общепринятыми и общеупотребимыми. Таким образом, психоаналитические идеи внесли исключительно важный вклад в развитие и становление теоретического арсенала современной социальной психологии. Концепции внутрипсихического развития, формирования социальной психологии личности и социальных конфликтов актуальны и по сей день, и оказывают сильное влияние на наши представления о человеческой природе и человеческом поведении.
  Психоаналитическая теория возникла и развивалась в Европе. И лишь утвердившись там, она быстро завоевала популярность и авторитет в США.
  А вот бихевиоризм, теоретическое направление, созданное Джоном Уотсоном, содержащее практически противоположные психоанализу идеи — это чисто американское явление, возникшее на американской почве. Уотсон, его последователи и сторонники признавали значение только экспериментальных методов исследования, а главными факторами, определяющими поведение, считали стимулы внешней среды. Программным можно считать следующее заявление Уотсона: “Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков” (Цит. по Шульц Д. и Шульц С., 1998, с. 299). Уотсон полагал, что главное для воспитательного и обучающего процесса — внешние обстоятельства, окружающие условия, в которых находится ребенок. Основоположник бихевиоризма полагал, что любые теоретические представления о внутренних психических процессах нельзя считать научными, поскольку их невозможно экспериментально подтвердить. Поэтому только наблюдаемые, экспериментально проверяемые поведенческие акты должны составлять сферу научной психологии. Сосредоточив внимание исключительно на исследовании поведения, Уотсон пытался, таким образом, по сути, исключить из сферы психологических изысканий изучение самой психики. Все многообразие психических проявлений бихевиоризм сводил к одной простой формуле:

П = С — Р,

  где П — поведение, С — стимул, Р — реакция.

 
© www.txtb.ru