Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Конфликт интерпретаций. Взгляд на природу человека и сущность человеческого поведения

  Бихевиоризм взял на вооружение провозглашенный Декартом принцип: Animal non agit, agtur (животное - объект, а не субъект действия). Т. е. все действия животного, живого организма, в том числе и человека, являются лишь реакцией, рефлекторной деятельностью в ответ на внешнее раздражение.
  МакДуголл противопоставил декартову принципу другой подход: The healthy animal is up and doing (здоровое животное активно и действует). Источник этой самостоятельной активности У. МакДуголл видел в витальности, жизненной силе, которая спонтанно проявляется в деятельности животного и человека. Она реализуется через инстинкты, которые МакДуголл считал психофизической предрасположенностью, природными каналами для разрядки нервной энергии — склонности, стремления, интенции.
  Хотя и в современной психологии признается требование учитывать, в первую очередь, наблюдаемые и проверяемые феномены, но, тем не менее, нынешние исследователи заняты изучением не только внешних факторов, а и протеканием глубинных, внутренних психических процессов.
  Здесь необходимо отметить, что дальнейшее развитие социальной психологии в ХХ веке происходило преимущественно в США. Так, в 1918-1920 годах в США выходит пятитомное исследование У. И. Томаса и Ф. Знанецкого “Польские крестьяне в Европе и Америке”. Благодаря этому исследованию такая тема, как “социальные установки”, становится одной из центральных в социальной психологии, а само это понятие входит в научный арсенал социальных психологов.
  В 1921 году американский “Журнал абнормальной психологии” переименован в “Журнал абнормальной и социальной психологии”.
  В 1924 году в США выходит “Социальная психология” Флойда Оллпорта, оказавшая большое влияние на последующее развитие этой дисциплины. Книга Оллпорта, в отличие от вышедших ранее работ Росса и МакДуголла, включала в себя как экспериментальную, так и теоретическую часть. Благодаря этой работе очертания современной социальной психологии становятся более отчетливыми. Кроме того, Ф. Оллпорт вводит в социальную психологию такую жизненно важную и актуальную тему, как социальное влияние.
  В вышедшей в 1934 году книге Джорджа Герберта Мида “Разум, личность и общество” говорилось об исключительной важности влияния социального окружения на формирование человеком представлений о собственной личности. И в целом проблема взаимодействия взаимоотношений индивида и общества была главной для данной работы Дж. Г. Мида.
  Вместе с тем еще и в 30-е годы оставалась некоторая неопределенность в вопросе о границах предмета социальной психологии. Об этом свидетельствует тот факт, что в вышедшем в 1935 году “Руководстве по социальной психологии” Карла Марчисона освещались такие темы, как жизнь и поведение “социальных" насекомых и домашних животных. Ныне эти темы, разумеется, вышли из сферы исследований социальной психологии и включены в исследовательскую проблематику зоопсихологии и этологии.
  В 1936 году область социально-психологических исследований расширилась за счет включения в нее проблем социальной конформности, объяснение которой давалось в книге Музафера Шерифа “Психология социальных норм”, опубликованной в указанном году.
  После того, как Курт Левин с коллегами и студентами в лабораторных условиях смоделировали авторитарный, демократический и промежуточный (нейтральный) тип руководства, а затем сравнили результаты деятельности лидеров названных типов, стала очевидной значимость экспериментальных методов исследования общественной жизни. Отчет об этом исследовании был опубликован Куртом Левином и его студентами Рональдом Липиттом и Ральфом Уайтом в 1939 году. Тем самым было положено начало исследованию социальных проблем в лабораторных условиях. В 30-е же годы К. Левин вносит значительный вклад в теоретическое развитие социальной психологии, разработав теорию “поля”, в которой им была выведена формула социального поведения. Данная модель поведения учитывала как внешние, так и внутренние факторы и выглядела следующим образом:

 П = ф (ЛО),

  где П — поведение; Л — личность, включающая в себя такие аспекты, как наследственность, способности, особенности характера; О - окружающая среда. Сочетание внутренних, личностных и внешних факторов образуют переменную функцию — ф.
  Чтобы проиллюстрировать эту формулу, возьмем простой пример: один и тот же человек ведет себя различным образом в разных местах — дома, на работе, в магазине, на концерте и т. д. И это — несмотря на то, что осуществляется поведение одного и того же человека. А различия в поведении объясняются различием окружающих условий. И в то же время различные люди в одной и той же ситуации или в одной и той же обстановке могут вести себя по-разному. Объяснение этому — в различии личностных, внутренних качеств индивидов.
  Хотя сегодня открытие Курта Левина выглядит тривиальным, для того времени оно явилось поворотным пунктом в развитии социально-психологической теории и исследований. Вместе с тем, оно и поныне во многом сохраняет свое значение и актуальность. Кроме того, К. Левин особенно подчеркивал практическую значимость социально-психологических исследований. Все это в полной мере нашло подтверждение во время второй мировой войны в США, где, скажем, военные власти обращались к психологам за помощью в создании эффективных агитационно-пропагандистских материалов, фильмов, радиопередач, печатной продукции. Американское правительство во время войны также постоянно обращалось к психологам с просьбами об организации действенного влияния на население.
  В том же 1939 году, когда К. Левин опубликовал отчет о лабораторных исследованиях лидерства, Джон Доллард и его исследовательская группа вводят в научный оборот теорию “фрустрация — агрессия”.
  В 1941 году Нил Миллер и Джон Доллард в работе “Подражание и социальное научение” изложили теорию, распространяющую принципы бихевиоризма на социальное поведение.
  В 1945 году К. Левин создает Центр по исследованию групповых динамик. Окончание второй мировой войны ознаменовалось активизацией теоретических и исследовательских работ в области социальной психологии. Продолжилась разработка таких проблем, как изменение социальных установок (Карл Ховланд), конформизм, агрессия, общественные взаимодействия, формирование и социализация личности. Все это привело к открытию новых, сложных паттернов поведения. Возникло множество новых проблем, связанных с поведением человека: сущность любви, коммуникационные процессы, протекающие как на межличностном, так и на общественном уровнях, проблема восприятия и понимания человека человеком. Интерес к социальным проблемам вызвал проведение новых исследований по таким вопросам, как влияние средств массовой информации (СМИ), скученность, другие стрессовые ситуации, просоциальное поведение в экстремальных условиях. Прямым следствием возросшего интереса к социально-психологическим проблемам явился выход в свет в 1954 году первого современного “Руководства по социальной психологии”, составленного Гарднером Линдзи.
  В 1957 году Лион Фестингер издает свою работу “Теория когнитивного диссонанса”, в которой подчеркивается значимость и важность соответствия между установками и между установками и поведением индивидов.
  В следующем, 1958, году Фриц Хайдер заложил основания для теории каузальной атрибуции, опубликовав “Психологию межличностных отношений”.
  В 1959 году Джон Тибо и Харольд Келли издали “Социальную психологию групп”, дав тем самым толчок к развитию теорий социального обмена.
  В 1965 году американский “Журнал абнормальной и социальной психологии” разделяется на два издания — “Журнал абнормальной психологии” и “Журнал социальной психологии”.
  И, наконец, в 1985 году выходит уже третье издание “Руководства по социальной психологии”, опубликованное Гарднером Линдзи и Элиотом Аронсоном.
  На сегодняшний день в США издано несколько десятков учебников и пособий по социальной психологии. Почти каждый университет США, где имеются психологические факультеты и есть отделения социальной психологии, так или иначе, стремится к изданию собственных учебных пособий и другой методической и учебной литературы по социальной психологии.
  Российские студенты и преподаватели получили возможность озна-комиться с современным уровнем развития и состояния дел в социальной психологии благодаря учебнику Дэвида Майерса “Социальная психология”, который был опубликован у нас в 1997 году. Это пока что единственное, вышедшее у нас учебное пособие по современной социальной психологии, если не считать книги Т. Шибутани, которая издавалась в СССР в 1969 году и переиздана в настоящее время.
  Данный беглый очерк истории социальной психологии может породить законный вопрос: а как же отечественная наука? Какой вклад внесли советские, а теперь уже и российские ученые и наука в целом в развитие и становление социальной психологии?
  С сожалением приходится признать, что вклад этот минимальный. И основная причина в том, что вплоть до конца 60-х годов социальная психология в СССР считалась “буржуазной”, вредной наукой и, следовательно, была наукой запрещенной, разделив тем самым судьбу социологии, политологии, генетики, кибернетики и так далее. Но и после того, как с социальной психологии было снято клеймо идеологически вредной науки, а в 1966 году даже начато преподавание курса марксистско-ленинской социальной психологии на психологическом факультете Ленинградского государственного университета, отношение к ней продолжало оставаться подозрительным, как, впрочем, и к психологии в целом. Поэтому адаптация социальной психологии в советской психологической науке проходила тяжело и непросто. Получив саму возможность употреблять понятие “социальная психология” и излагать проблематику этой дисциплины, не боясь быть уличенными в идеологических диверсиях и измене, советские авторы вынуждены были, тем не менее, ограничиться двумя видами деятельности в социальной психологии — критикой “буржуазной социальной психологии” и попытками “наполнить” заимствованные на Западе социальнопсихологические теории и методы “марксистско-ленинским” содержанием, т. е. попытками внедрить в социальную психологию марксистские (в советском идеологическом варианте) схемы. Разумеется, ни к чему продуктивному подобная деятельность привести не могла. Таким образом, со времени “разрешения” у нас социальной психологии и до сегодняшнего дня, т. е. за последние 30 лет, в СССР, а затем и в России, происходило не развитие социальной психологии, а скорее шла не очень интенсивная, робкая популяризация этой дисциплины. Да и то не в полном объеме, а лишь в той части, где ее хоть в какой-то мере можно было увязать с идеологическими штампами.
  Думается, что такое положение дел уходит в прошлое. Сегодня мы не ограждены идеологическим “железным занавесом”. И преподава-тели, и студенты имеют самые широкие возможности для ознакомления с любыми зарубежными научными, периодическими, профессиональными социально-психологическими изданиями на языке оригинала. Кроме того, сейчас у нас появилось много переводной литературы по социально-психологическим проблемам. Достаточно сказать, что теперь российский читатель может работать с книгами таких классиков в области социальной психологии, как Лион Фестингер, Альберт Банду-ра, Гарднер Линдзи, Элиот Аронсон, Филип Зимбардо, Роберт Чалдини и многие другие. Все это может служить залогом того, что и в российской социальной психологии в скором времени появятся свои оригинальные теории и будут проведены такие социально-психологические исследования, которые не станут повторением западных исследований, т. е. не будут страдать вторичностью.
  Популярность и интерес к социальной психологии, отмечаемые в настоящее время, также могут способствовать тому, что российская социальная психология обретет собственное лицо и займет достойное место в мировой психологической мысли.

Литература

  1. Беллоу С. Литературные заметки о Хрущеве // Иностранная литература. 1999. № 6. С. 220.
  2. Гибш Э., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию / Пер. с нем. Т.А. Рябушкиной. М.: Прогресс, 1972. 295 с.
  3. Грин Г. Еретик от марксизма // Иностранная литература. 1999. № 6. С. 221.
  4. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
  5. Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad marginem, 1997. 528 с.
  6. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. 415 с.
  7. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1896/1995 а. 316 с.
  8. Лебон Г. Психология социализма. СПб.: Макет, 1908/1995 б. 544 с.
  9. Макиавелли Н. Государь: Сочинения. СПб.: Кристалл, 1998. С. 45-120.
  10. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. Т.П. Емельяновой. М.: Изд-во “Центр психологии и психотерапии”, 1996. 478 с.
  11. Райх В. Психология масс и фашизм / Пер. с англ. Ю.М. Донца. СПб.: Университетская книга, 1997. 380 с.
  12. Райх В. Сексуальная революция / Пер. с нем. В.А. Брун-Цехового. СПб.: Университетская книга; М.: АСТ, 1997. 352 с.
  13. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии / Пер. с нем. В. Костенко. СПб.: Университетская книга; М.: АСТ, 1997. 305 с.
  14. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892/1997.
  15. Тард Г. Общественное мнение и толпа // Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Изд-во “КСП+”, 1998. 416 с.
  16. Фрейд З. Психоаналитические этюды // Тотем и табу. М.: Олимп; Изд-во “АСТ-ЛТД”, 1998. С. 400-446.
  17. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Тотем и табу. М.: Олимп; Изд- во “АСТ-ЛТД”, 1998. С. 279-349.
  18. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 270 с.
  19. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 143-221.
  20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Изд-во “АСТ-ЛТД”, 1998. 672 с.
  21. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999. 272 с.
  22. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1998. 528 с.
  23. Эббингауз Г. Очерк психологии // Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. М.: Изд-во “АСТ-ЛТД”, 1998. 544 с.

 
© www.txtb.ru