Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.1.4. Преимущества и недостатки группового метода психологической работы

  Как любой метод практической психологии социально-психологический тренинг имеет свои преимущества и недостатки.
  К. Рудестам указывает на следующие преимущества групповой работы:
  1. В группе возмещается потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.
  2. Опыт, приобретенный в специально организованных группах, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии.
  3. В условиях группы возможно получение обратной связи.
  4. В тренинговой группе возможно получение поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживание с конкретными участниками группы.
  5. Индивид может обучиться новым умениям и навыкам в поддерживающей и контролируемой обстановке.
  6. В группе становятся очевидными такие скрытые факторы как давление партнеров, конформизм, социальное влияние, распределение ролей.
  7. Участники могут идентифицировать себя с другими и использовать, установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных переживаний, чувств и поведения.
  8. Группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, формирование «Я» концепции индивида.
  9. Экономическая выгода — один ведущий-психолог работает с группой индивидов.
  Недостатки группового метода психологической работы.
  1. Группа, особенно личностного роста (психокоррекционная), способствует созданию уникального, необычного стиля общения, который не соответствует стилю общения, принятому в повседневной социальной жизни. Переход участников к обычной жизни может быть болезненным. Возникает некоторая дезадаптация на какой-то период времени. Участник ждет от людей его окружающих тех реакций, того поведения, стиля общения, той атмосферы, которые присутствовали в группе. Данное состояние дезадаптации может породить различные поведенческие и эмоциональные реакции индивида. От выражения крайней нетерпимости к окружающим в отношении их поведения до растерянности, замкнутости, ухода в себя.
  2. Трудность реализации в обычных социальных условиях тех ценностей, которые формируются в группах, могут привести к следующему явлению. Человек становится своего рода «наркоманом» групп. У него развивается потребность участия в различного рода группах. Потому что именно там он находит ту атмосферу, тот стиль общения и взаимоотношений, чувство безопасности и комфорта, которые он не может найти в реальной жизни. Зачастую желание и стремление участвовать постоянно во все новых группах (психокоррекционных), обусловлено поиском все более сильных и значимых переживаний. Это ведет к своего рода уходу от реальной жизни, реальных психологических проблем. Для избежания данного явления необходимо научиться переносить опыт, полученный в группе в реальную жизнь.
  3. В группе может происходить формирование новых ценностей, установок, взглядов, убеждений. При возвращении в обычную жизнь у участника может возникнуть разочарование вследствие того, что близкие люди:
  • не видят произошедших в нем изменений;
  • не разделяют его новую систему ценностей;
  • сами никаким образом не изменились.
  Для предотвращения данного эффекта участникам необходимо осознавать, что изменения обусловлены именно групповой работой, в которой не участвовало их ближайшее окружение и вследствие этого снижать уровень своих ожиданий по отношению к ним.
  1. Возможны психологические ожоги в группе. Группа может вызвать изменение личности в любом направлении, что увеличивает вероятность возникновения психологических травм. Снижение последствий психологических травм зависит от профессионализма и мастерства ведущего.
  2. У некоторых участников может возникнуть вера в полную приложимость групповых методов к повседневной жизни. Применение внутригруппового поведения в реальной жизни без учета обстановки, может привести к неадекватному восприятию индивида окружающими, породить чувство уязвимости у индивида (в случае самораскрытия).
  Давая характеристику группам личностного роста, мы указывали на часто используемый в отношении их термин «психокоррекционные группы». В то же время считаем необходимым, провести различение между психокоррекционными группами и психотерапевтическими группами. Часто в литературе данные понятия используются как тождественные. В нашем курсе мы различаем данные понятия. Предметом нашего изучения являются психокоррекционные группы или группы личностного роста. Проведем сравнение групп личностного роста и психотерапевтических групп по ряду критериев.

Таблица


 
© www.txtb.ru