Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2.1. Понятие групповой динамики

  Создание и развитие учения о групповой динамике связано с именем Курта Левина. Предпосылки развития данного учения появились в 30-е годы ХХ столетия. В то время на практике уже широко использовались различные виды групповой работы в педагогике, в социальной работе, отчасти в медицине. В результате данной работы, стали очевидны, имеющие место определенные тенденции в развитии групп, в структуре групп, выявилось наличие определенных закономерностей их функционирования. Таким образом, в ходе групповой работы имели место феномены, которые не могли объяснить, существовавшие в то время в психологии и педагогике теории. К. Левин, работая в области социальной психологии, уделял особое внимание вопросам функционирования и развития малых групп. В частности он занимался вопросами группового взаимодействия. И в 1939 году он публикует статью «Эксперименты в социальном пространстве», где он впервые употребляет термин «групповая динамика», дает ему определение, раскрывает основные характеристики.
  Групповая динамика (Левин) — дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.
  В 1945 году создается Центр по изучению групповой динамики в технологическом университете г. Масачусет. В 1948 г. (после смерти Левина в 1947) Центр был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор.
  Основные задачи Центра К. Левин видел в следующем:
  1. изучение законов групповой динамики;
  2. создание теории групповой динамики;
  3. создание методов, влияющих на изменение жизни группы.
  При исследовании принципов групповой динамики К. Левин рассматривал группу как нечто целое и опирался на законы гештальт-психологии.
  Закономерности групповой динамики, описанные Левиным, можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии.
  I. Целое доминирует над частями — в большей степени подходят для тренинговых групп:
  1. Группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение отдельных участников;
  2. Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного её члена;
  3. Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов.
  II. Отдельные элементы объединяются в целое — больше подходят для вообще социальных групп:
  1. не сходство, а взаимозависимость является основой формирования группы;
  2. человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не членом группы, от которой он больше всего зависит;
  3. Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, давление недружественным.
  В последующем понятие групповой динамики расширялось, дополнялось, вносились новые элементы.
  Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально­психологических процессов и явлений, характеризующий весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регрессия, распад.
  С. Кратохвил дает такое определение: групповая динамика — это развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями группы между собой и ведущим, а также внешними воздействиями на группу.

 
© www.txtb.ru