Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.3. Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки

  Развитие ребенка с ограниченными возможностями в огромное степени зависит то семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитания. В связи с этим в Центре реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки проводится целенаправленная работа с родителями, в первую очередь с матерями больного ребенка. Вся работа строится по двум направлениям:
  1. Изучение позиций и личностных особенностей матерей воспитывающих ребенка- инвалида, и составление программы помощи матерям.
  2. Активное включение матери в реабилитационные мероприятия с ребенком.
  Эта работа включает обследование внутреннего состояния матери, выявление наиболее трудных, в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.
  Для успешной реабилитации ребенка-инвалида необходима полная и всесторонняя реабилитация всей его семьи. Начальным этапом является психологический анализ матерей, их позиции в воспитании малыша и разработка на этой основе программы помощи матерям с указанием конкретных рекомендаций. Для этого специально разработана анкета. В ней рассматриваются позиции, занимаемые матерями в отношении возможностей ребенка, его взаимоотношений с взрослыми и детьми, в случае семейного конфликта, при выборе наказаний или поощрений, прогнозирования профессионального будущего.
  Согласно наблюдениям, воспитание неблагоприятно сказывается на детях в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.
  На основе наблюдения за поведением матерей, бесед с ними, их отношения к дефекту ребенка создается программа помощи матери. Специалисты пытаются повысить самооценку матерей с пассивной личностной позицией; выслушать и поддержать мам с повышенной тревожностью убедить их в том, что к будущей, взрослой жизни ребенка можно подготовить; советуют матерям с мужественными чертами лично проявлять «немножко больше терпения, мягкости, выдержки», стремятся завоевать их в союзники.
  Мать больного ребенка испытывает чувство вины, которое может быть очень сильным и разрушительным, мешающим жить полной жизнью. Сдерживать чувство вины нельзя, т.к. это может привести к ухудшению положения. В лице социального работника мать должна найти понимающего и сочувствующего слушателя. Освободившись от чувства вины, человек приходит к новому пониманию ситуации и более конструктивному решению проблемы. Родители должны знать об особенностях болезни их ребенка, возможных перспективах развития, методах воспитания.
  В Центре специалисты ведут большую работу. К услугам родителей консультации психотерапевта: индивидуальные беседы и групповые тренинги. Родители, общаясь с ними, перестают воспринимать своего ребенка как больного. На занятиях с родителями происходит анализ обстановки в семье и ее окружении, выявляются проблемы и оказывается помощь в их решении.
  С первого появления матери с ребенком в Центре реабилитации к ней проявляется уважение за то, что она - мать. Любой ребенок для сотрудников Центра - хороший, умный, любимый. Мать, чувствуя доброе отношение к своему ребенку и себе, оттаивает, начинает понимать, что можно радоваться жизни и с больным ребенком. Главное они перестают стыдиться своего ребенка, а начинают испытывать гордость по поводу даже небольших успехов своего сына или дочери.
  Большое реабилитирующее значение для матерей имеют клубы по интересам, работающие в Центре. Они позволяют матерям уйти он одиночества, в котором они часто оказываются после рождения ребенка-инвалида. На занятиях клуба, встречаясь, друг с другом, матери могут не только выговориться, излить свою душу, но и перенять опыт воспитания ребенка с отклонениями. Центром проводятся различные поездки для семей с детьми-инвалидами. Расширяется круг знакомых, после поездок семьи начинают дружить друг с другом. Матери начинают понимать, что многого можно достичь, работая вместе, помогая, друг другу. Создают группы взаимоподдержки.

 
© www.txtb.ru