Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2.1.2. Особенности финансового планирования деятельности некоммерческих организаций социально-культурного сервиса и туризма

  Для некоммерческих организаций социально-культурного сервиса и туризма характерным является либо некоммерческий, либо смешанный тип хозяйствования. Как известно, отдельными элементами экономического механизма деятельности являются системы: планирования; учета затрат и формирование издержек производства; ценообразования; финансов и распределения доходов и др.
  Экономический механизм деятельности учреждений культуры и искусства, образования и пр. также включает в себя особенности, связанные, с одной стороны, с некоммерческим характером деятельности, обусловленным их социально-культурными приоритетами, с другой, нематериальным (за редким исключением) характером производимых и реализуемых ими продуктов.
  К ним, на наш взгляд, следует отнести:
  • приоритет краткосрочного финансового планирования;
  • различие в целях и задачах планирования, относящихся к разным типам хозяйственной деятельности;
  • многоуровневый характер планирования;
  • различие в технологии составления финансовых планов при фиксированных и индивидуально устанавливаемых ценах;
  • разный подход к формированию цен для коммерческих и некоммерческих видов деятельности;
  • общий механизм формирования единого фонда денежных средств и его последующее распределение.
  Рассмотрим каждое из приведенных выше положений.
  Хозяйственная практика требует составления долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. Однако нестабильность политической и экономической обстановки в России привела к невозможности долгосрочного финансового планирования. Для учреждений культуры и искусства характерным является в настоящее время приоритет краткосрочного финансового планирования. Вызвано это следующими обстоятельствами. Во-первых, как было упомянуто в первой главе, продукт учреждений культуры и искусства особенно подвержен колебаниям спроса. Его востребованность потребителями, в частности, находится в достаточно тесной зависимости не только от уровня платежеспособности населения (любое ухудшение экономической ситуации в стране или региона негативно сказывается на объеме потребления культурных продуктов и услуг), но даже сезонности.
  Во-вторых, активные инфляционные процессы, происходящие в экономике, не позволяют учреждениям культуры и искусства (как и другим предприятиям) осуществлять долгосрочное прогнозирование финансовых результатов, как на уровне формирования доходов, так и на уровне определения затратной части финансовых планов.
  Процедура финансового планирования деятельности учреждений культуры закономерно вытекает из способа их хозяйственной деятельности. Многие авторы (Б. Б. Афиян, Ф. Ф. Рыбаков и др.) различают хозяйственную деятельность некоммерческих учреждений культуры: на началах хозрасчета, в порядке сметного финансирования и смешанным методом, предполагающим разумное сочетание хозрасчетных и сметных элементов хозяйствования.
  Хозрасчетный метод хозяйственной деятельности предполагает наделение предприятий культуры и искусства необходимыми основными и оборотными средствами и предусматривает их функционирование на основе полной самоокупаемости и самофинансирования. Процедура финансового планирования самоокупаемых и самофинансируемых предприятий культуры и искусства связана, в основном, с:
  • калькуляцией затрат;
  • определением объема и источников дохода (основного, дополнительного);
  • формированием цен на продукцию и услуги;
  • планированием ожидаемого чистого дохода (прибыли).
  Если учреждения культуры и искусства не имеют собственных источников дохода и финансируются из бюджетов различных уровней, их принято называть бюджетными, а порядок планирования их деятельности — сметным.
  При сметном способе финансирования определяются общий размер, целевое направление и сроки выделения средств из бюджета, то есть составляется смета расходов. Она является основой для определения всех расходов учреждений, а сами расходы, отпущенные по смете, принято называть ассигнованиями. В работах Ф. Ф. Рыбакова и А. 3. Алейника сформулированы три основных принципа сметного финансирования:
  • смета расходов на планируемый период является финансовым планом учреждения, а средства выделяются учреждению по мере выполнения им плана работ с учетом использования ранее полученных средств;
  • сметное финансирование осуществляется на основе специально разработанных нормативов, с помощью которых обосновывается необходимая потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и обеспечивается возможность контроля;
  • ассигнования группируются в строго обозначенном порядке расположения отдельных статей доходов и расходов, что позволяет обеспечить четкость бюджетного планирования и единство в составлении смет разного вида.
  Следует отметить, что сметное финансирование в его чистом виде (когда нет никаких собственных источников финансирования, и расходы покрываются только из бюджетных ресурсов) имеет в настоящее время ограниченное применение. Гораздо чаще встречаются некоммерческие учреждения культуры и искусства со смешанным способом хозяйствования.
  Смешанный способ хозяйствования возникает в том случае, если учреждение работает на основе самофинансирования, однако уровень его доходов (обусловленный некоммерческим характером его деятельности) невысок и его недостаточно для покрытия всех расходов. Плановая убыточность предполагает потребность в бюджетных ассигнованиях (дотациях) вышестоящих органов (учредителей).
  Вследствие этого финансовое планирование также носит «смешанный» характер и связан в первую очередь с:
  • формированием сметы затрат, необходимых для функционирования данного учреждения;
  • выяснением реального размера дотации (целевых поступлений), на которую оно может рассчитывать в планируемом периоде;
  • планированием размеров возможного дохода из других источников финансирования (в том числе, собственных) для покрытия дефицита по смете затрат.
  В тех случаях, когда учреждения культуры и искусства реализуют часть произведенного продукта по коммерческим ценам, то есть осуществляют как некоммерческие, так и коммерческие виды деятельности, задачи финансового планирования становятся несколько иными и предполагают:
  • определение издержек по подготовке и проведению некоммерческих видов деятельности;
  • планирование ожидаемых доходов от коммерческих видов деятельности;
  • соизмерение непокрытых издержек учреждения с суммой ожидаемого чистого дохода от коммерческой деятельности и поиск в необходимых случаях дополнительных источников финансовых ресурсов либо за счет увеличения цен (если спрос высок), либо за счет снижения издержек, либо за счет развития новых коммерческих видов деятельности или предпринимательства.
  Важным аспектом финансового планирования муниципальных учреждений культуры и искусства является его многоуровневый характер. В зависимости от профиля учреждения, разнообразия видов его деятельности различают:
  • сводный финансовый план (смету доходов и расходов);
  • сметы отдельных подразделений или отдельных видов деятельности;
  • сметы и калькуляции отдельных мероприятий (отдельного продукта).
  Как показывает практика, сводный финансовый план работы культурно-досуговых учреждений, парков культуры и отдыха и т.п. содержит обобщенную информацию, собранную из планов низовых звеньев.
  Планы подразделений составляются обычно в многопрофильных учреждениях. Распространенным является разработка смет на отдельные виды деятельности (организацию фестивалей, смотров, конкурсов; проведение дискотек, вечеров отдыха, театрально-концертную деятельность, предпринимательство), а также на отдельные мероприятия.
  Многоуровневый подход к финансовому планированию обусловлен многофункциональностью этих учреждений, многообразием источников финансирования, а в ряде случаев и необходимостью самостоятельно осуществлять ценовую политику. Чем более подробно и качественно разрабатываются планы низовых звеньев, тем обоснованнее и реальнее становится сводный финансовый план.
  Рассматривая особенности финансовой деятельности организаций культуры и искусства, нельзя, на наш взгляд, не отметить специфику составления финансовых планов, разработки финансовой стратегии в зависимости от того, фиксированы или нет цены на их продукты (услуги). Плата за вход в музеи, цены на билеты в кинотеатры, театры, как правило, фиксированная. Вследствие этого составление финансовых планов начинается с определения их доходной части. Только определив величину ожидаемых доходов из различных источников (сюда кроме собственных средств могут входить гарантируемые ассигнования), приступают к формированию расходной части сметы.
  В то же время, на некоторые виды услуг учреждения имеют право самостоятельно устанавливать индивидуальные цены. Для того чтобы их рассчитать, финансовое планирование начинают с расходной части. Только определив общую структуру издержек, норму прибыли (на самоокупаемый и коммерческий продукты), учреждение получает возможность, с помощью максимально допустимых в каждом конкретном случае цен, формировать доходную часть сметы. Данный подход сохраняется как при разработке финансового плана учреждения (при однопрофильной деятельности), так и при составлении планов отдельных видов деятельности (для многопрофильных учреждений).
  Одним из главных аспектов, касающихся особенности финансовой деятельности учреждений культуры и искусства, на наш взгляд, является механизм образования и распределения их дохода. Существующий в настоящее время порядок формирования единого фонда денежных средств (ЕФДС) и его последующего распределения регламентирован «Основными положениями перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования» (1989 год) и «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организации культуры и искусства» (1995 год, раздел III).
  В соответствии с этими документами в фонде аккумулируются денежные средства, поступающие в форме дотации, оплаты социально-творческих заказов, доходов от оказания платных услуг населению.
  Из фонда происходит возмещение всех материальных затрат, расчеты по обязательствам, оплата процентов за кредит, выплачивается заработная плата, различные надбавки, доплаты и выплаты стимулирующего характера, другие текущие издержки.
  Из оставшихся после уплаты налогов средств формируется фонд творческо- производственного и социального развития. В него же целевым путем направляются бюджетные ассигнования на капитальный ремонт, средства от реализации оборудования и инвентаря, а также целевые взносы физических и юридических лиц (п. 25). Особенностью данного фонда является его целевое назначение: укрепление материально-технической базы учреждения. В частности, средства данного фонда не могут быть использованы на выплату заработной платы, материальную помощь и т. п. (там же).
  Доходы от предпринимательской деятельности учитываются, как правило, отдельно и, как уже было отмечено, в единый фонд денежных средств не включаются. Следует отметить, что данный порядок образования и распределения финансовых ресурсов характерен для многих бюджетных учреждений социально-культурной сферы.
  Таким образом, организации социально-культурного сервиса и туризма, имеют различные цели, различные источники и способы финансирования, различную политику формирования цен. Все это требует от руководителей не только понимания экономических механизмов, принципов финансового планирования, но также и определенных знаний в области экономического анализа.

 
© www.txtb.ru