|
26. Политические процессы
Политический процесс - это совокупность видов деятельности субъектов политики, взаимоотношений между ними, складывающихся под влиянием внутренних и внешних факторов. Структура политического процесса: субъект; объект—цель, которая должна быть достигнута; средства, методы, ресурсы и исполнители. Ресурсы могут быть материальными (например, наука, техника, финансы) и духовными (например, настроения граждан, их идеология). Критерии классификации политических процессов - сфера действия; продолжительность действия; значимость для общества; характер протекания; устойчивость взаимоотношении граждан и властных структур; степень влияния на власть и глубина общественно-политических преобразований. По сферам действия политические процессы разделяются на внутриполитические и внешнеполитические. По продолжительности действия политические процессы классифицируются на длительные, охватывающие значительные временные интервалы, и краткосрочные, связанные с решением текущих проблем (например, электоральные кампании). В зависимости от значимости для общества политические процессы различаются как базовые (например, способы включения социальных слоев в отношения с государством, системы формирования элиты, способы легитимации лидеров и т.д.) и периферийные, не оказывающие принципиального влияния на осуществление власти (например, формирование различных политических ассоциаций, преобразование структур управления и т.д.). С точки зрения характера протекания, выделяют открытые политические процессы (отражение интересов граждан в программах партий и движений, в голосовании на выборах, в использовании СМИ и т.д.) и теневые политические процессы (скрытые действия государственных учреждений, особенно с секретными функциями; деятельность публично неоформленных институтов и центров власти). С точки зрения устойчивости взаимоотношений граждан и властных структур, политические процессы подразделяют на стабильные, характеризующиеся устойчивыми формами политического поведения граждан, прагматическим характером государственной политики, и нестабильные, проявляющиеся в условиях общественных кризисов, утраты властью легитимности. В зависимости от степени влияния на власть и глубины общественно-политических преобразований различаются следующие типы политических процессов: революция, контрреволюция, реформа. Революция — коренное преобразование общественного порядка, создание новой политической системы, основанной на иных принципах легитимности. Принудительный характер перемен вызывает неизбежность применения насилия. Революции возникают как следствие нарастания противоречий в обществе, на исходе социально-экономических и политических кризисов, которые могут вызываться следующими причинами: война и интервенция, недальновидная политика, нежелание или неспособность проводить назревшие преобразования, подавление социальных сил, стремящихся к переменам. Действие этих факторов ведет к потере господствующим классом своей легитимности. Революции сопряжены со значительными издержками для общества. Отстранение от власти господствующих классов сопровождается гибелью людей, разрушением экономики, материальными потерями, внутренней борьбой самих революционеров. Опыт истории свидетельствует о том, что «революции пожирают своих детей». Общество, возникающее после революции, существенно отличается от первоначального проекта и нередко бывает его полной противоположностью. Все это вызывает разочарование граждан в целях, идеалах и результатах революций. Контрреволюция—политический процесс, в котором участвуют группы, стремящиеся к свержению новой элиты и восстановлению прежних порядков. Контрреволюционеры используют вооруженное насилие, экономический саботаж, политическую пропаганду. Если широкие слои населения поддерживают революционные силы, контрреволюция терпит поражение. В случае успеха контрреволюции начинается этап реставрации власти ранее господствующих групп. Реформа — это постепенное преобразование экономического, социального, политического и культурного уклада общества. В ходе реформ первостепенное значение имеет обеспечение их общественной поддержки, достижение согласия относительно содержания, темпов и методов преобразований. Успех реформ также зависит от своевременности их проведения. Реформаторство по своему содержанию может быть радикальным и эволюционным. Существенное отличие реформ от революции - управляемость, поэтапность изменений. Реформы создают возможности для учета многообразных тенденций, выбора оптимального варианта перемен. Классический пример успешных реформ, проведенных в XX веке, - реформирование капитализма, которое придало ему новые импульсы, способствовало решению многих социальных проблем, предотвращению конфликтов. Человечество, извлекая уроки из прошлого, тяготеет к преобразованиям реформистского типа, к точному просчету тех или иных перемен. Отсюда - предпочтение новациям, опирающимся на предшествующие этапы развития, на существующие традиции. Более глубоким становится осознание силы социальной инерции и механизмов саморегуляции. В рамках управления политическим процессом выделяют следующие наиболее значимые этапы. Первый этап - осмысление групповых интересов институтами, принимающими политические решения. Артикуляция и трансляция этих интересов осуществляются структурами электорального характера, партиями, общественно-политическими движениями. Второй этап - подготовка органами власти проекта решения, сопоставление его с альтернативными проектами и выбор наиболее оптимального. Третий этап - принятие политического решения. Суть такого решения -в индивидуальном или коллективном определении целей политического действия и способов их достижения, в оценке существующей обстановки и тенденций ее развития, в выборе стратегической и тактической линии поведения. Четвертый этап - исполнение политических решений. Здесь многое зависит от умения властей добиться адекватного осуществления политических решений, подчинить им массовое поведение граждан, нейтрализовать влияние контртенденций. В процессе реализации принятых решений должны учитываться: 1) возможность размывания и ослабления мотивирующей роли принятых решений на нижестоящих уровнях власти; 2) стремление различных структур приспособить эти решения к собственным полномочиям и интересам; 3) риск, связанный с возможными просчетами в выборе линии поведения, с неполной предсказуемостью будущих результатов предпринимаемых действий, невозможностью просчитывания всех их последствий. Значение политического решения как важнейшего элемента политических и управленческих процессов, наличие объективных оснований и критериев, определяющих успех или неудачу этой процедуры, обусловливают формирование специальной теории принятия политических решений. Теория политических решений включает в себя два основных аспекта: содержательный и процессуальный. Содержательный аспект означает рассмотрение решения с точки зрения характера тех явлений, которые оно призвано регулировать. Так, например, в зависимости от степени сложности и определенности регулируемых явлений решения подразделяются на программированные, т.е. шаблонные, основывающиеся на оценке, как правило, хорошо известных и повторяющихся явлений, и непрограммированные, основывающиеся на оценке новых явлений и постановке неизвестных ранее задач. Программированные решения открывают более широкие возможности для применения электронно - вычислительных машин, чем непрограммированные. Последние содержат более широкий диапазон выбора по сравнению с первыми, а потому требуют более глубокого творческого подхода к их разработке. В свою очередь, процессуальный аспект теории принятия политических решений имеет своей целью уяснить наиболее типичные, стабильные и повторяющиеся формы управленческого цикла, а также определить последовательность осуществления тех или иных функций в каждой из этих форм. При этом наилучшим считается такое управление, отправным пунктом которого являются не те или иные человеческие ценности, а факты.
|
|