Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



25. Политические идеологии современности

  Политическая идеология - комплекс идей, система взглядов субъектов политики (личность, группа, класс, общество) на власть и государственное устройство, рационально-ценностная мотивация политической деятельности.
  Функции идеологии:
  • ориентация общества путем внедрения в массовое сознание определенных представлений и идеалов;
  • стимулирование действий субъектов политики на реализацию предлагаемых целей и идеалов;
  • интегрирование общества на основе определенных интересов, целей, взглядов;
  • ослабление социальной напряженности в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и их удовлетворением.
  Уровни функционирования политических идеологий:
  • теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, выражающие интересы класса, слоя, нации, государства;
  • программно-политический, где идеалы и принципы переводятся в программы, требования, лозунги;
  • практический, характеризующий степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в тех или иных формах политического участия, в определенном типе политического поведения.
  Наиболее влиятельные идеологии - либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, исламизм и фашизм.
  Либерализм — политическая идеология, ориентированная на обеспечение индивидуальной свободы как универсальной цели. Ее главные теоретические постулаты заложены в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита, Дж. Милля, связывавших свободу личности с частным владением, предпринимательством и конкуренцией.
  Либерализм отразил процесс становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося буржуа. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине.
  Основные принципы либерализма:
  • абсолютная ценность человеческой личности;
  • автономия индивидуальной воли;
  • неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу и собственность;
  • верховенство закона как инструмента социального контроля;
  • договорный характер отношений между государством и индивидом;
  • невмешательство государства как в частную жизнь граждан, так и в регулирование экономических отношений;
  • разделение властей на три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную;
  • признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов.
  Либеральные ценности сыграли определяющую роль в беспрецедентном социальном, экономическом и научно-техническом прогрессе человечества . Вместе с тем их применимость во многом зависит от социокультурной специфики стран и регионов.
  Для современного либерализма (неолиберализма) характерны:
  • осознание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;
  • признание необходимости усиления регулирующей роли государства;
  • акцент на проблемах равенства и справедливости как условиях свободного развития каждого индивида и обеспечения социальной стабильности.
  Таким образом, основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, то современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем.
  Консерватизм представляет собой осознанный, теоретически аргументированный традиционализм. Возник как реакция уходящих с исторической арены классов, в частности, аристократии на становление капитализма. Фундаментальные идеи консерватизма были сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда.
  Системообразующий принцип консерватизма - следование традициям - определяет остальные принципы:
  • признание безусловного превосходства органического типа упорядоченности социальных отношений над сознательным;
  • идея естественной эволюции государства и общества;
  • отрицание договорной природы государства, рассматриваемого как
  порождение естественных процессов;
  • приверженность социальной стабильности и осторожному реформированию, отрицание революционных переворотов;
  • культ сильного государства, церкви, семьи, школы, армии;
  • приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (слоем, партией, индивидом).
  Неоконсерватизм оформился в 60—80-х годах XX века как синтез традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее известные разновидности — рейганизм (в США) и тэтчеризм (в Великобритании). Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал.
  Марксизм возник в 40-х годах XIX века как идеология пролетариата, сформировавшегося вследствие промышленного переворота. Это - учение: о прогрессе как смене общественных формаций в результате роста производительных сил; о социалистической революции как способе перехода от старого к новому общественному строю, свободному от эксплуатации; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма — безрыночного, бесклассового и безгосуцарственного общества с таким уровнем развития производительных сил, который обеспечивает возможность достижения всеобщего изобилия и распределения по потребностям.
  О влиянии марксизма можно и должно говорить лишь конкретно-исторически, с учетом тех общественных (экономических, социально-классовых, политических и духовных) условий, в которых он зарождался, утверждался и развивался. Только при таком рассмотрении будут понятны как сильные, так и слабые стороны марксистской политической теории и практики, как их рациональные, так и утопические аспекты.
  В позитивном плане для марксизма как политической идеологии характерны следующие особенности. Во-первых, критическая переработка в материалистическом духе гегелевской диалектики и максимальное использование ее возможностей для анализа политических и государственно-правовых проблем общества. Во-вторых, диалектико-материалистическое осмысление природного бытия политических и государственно-правовых явлений, уяснение их действительного места в системе общественных отношений. В-третьих, анализ государственной бюрократии как формы политического отчуждения, а также выявление ее места и роли в жизни общества. И, наконец, в-четвертых, разработка и апробирование на опыте ряда революций критериев социального измерения политики (экономического, классового и общечеловеческого).
  Что касается негативных аспектов, то они связаны в значительной степени не столько с самим марксизмом, сколько с его многочисленными интерпретаторами, которые, с одной стороны, превратили это учение в закостенелую догму, а с другой - невероятно исказили его подлинный смысл под предлогом так называемого творческого развития и применения.
  Социал-демократизм возник на идейной почве марксизма в конце XIX — начале XX веков как реформистское течение наряду с революционным - ленинизмом. Его теоретические основы были заложены в работах Э. Бернштейна, К. Каутского, О. Бауэра, обосновавших тезис о способности капитализма к саморазвитию. Исходя из этого тезиса, была осуществлена ревизия классического марксизма, отвергнуты выводы об абсолютном и относительном обнищании пролетариата, о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революциях как способе ликвидации господства буржуазии, о пролетариате как авангарде общественных преобразований и диктатуре пролетариата как форме власти трудящихся. Вместо них были выдвинуты положения о реформе как единственно возможном и целесообразном способе преобразования западного общества, о демократии как форме социального переустройства. Постепенная трансформация буржуазного общества в общество социально справедливое связывалась с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом путем компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.
  Социализм понимался теоретиками социал-демократии не как конечная цель, к которой пролетариату следует стремиться после осуществления революции, а как протекающий внутри капитализма процесс постоянного роста общественного благосостояния, свободы, справедливости, вызываемый ограничением эксплуатации наемных работников, расширением общественного контроля за производством и государством.
  Основными принципами социал-демократизма являются:
  - отрицание революций как способа позитивных изменений ы экономической и политической жизни общества;
  - приверженность эволюционному способу перемен;
  • отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу, который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;
  • осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;
  • признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;
  • стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.
  Стержневая идейно-политическая концепция социал-демократов - «демократический социализм». Достижение «демократического социализма» мыслится через осуществление политической и экономической демократии, создание «государства благосостояния», обеспечение мира, защиту окружающей среды, преодоление отсталости «Юга». Такое общество не может быть создано в отдельно взятой стране, а возникнет лишь как новая ступень цивилизации.
  Исламизм - идеология, компонент массового сознания и политическая практика. Его ключевая проблема - определение мусульманской ниши в мировом развитии, построение оригинальной модели общественного уклада, которая зиждилась бы на принципах ислама.
  Исламизм как идеология и политическое действие, во-первых, ориентирован на реставрацию изначальных исламских ценностей и представлений; во-вторых, предполагает единство светского и религиозного начал в жизни общества, не приемлет секулярности; в-третьих, исходит из необходимости сильного лидерства, совмещающего светскую и духовную власть и обеспечивающего социальную справедливость; в-четвертых, отторгает чуждые ценности и неисламский опыт.
  В современном исламизме следует выделить умеренное и радикальное течения. Первое из них, имеющее наибольшее число сторонников, существует практически во всех арабских и многих мусульманских странах в форме легально действующих партий и общественных организаций. К радикальному исламизму относятся группировки, провозглашающие «священную войну» (джихад) против «иноверцев» и «мирового зла» прежде всего в лице США в качестве единственного способа создания исламского государства. Для исламизма характерно усиление фундаменталистских, ортодоксально традиционалистских тенденций, проявляющихся в стремлении к религиозно-политическому единству и солидарности мусульман всего мира.
  Фашизм как общественное движение и идеология возник в обстановке глубокого социально-экономического кризиса двадцатых — тридцатых годов XX века, после поражения во Второй мировой войне реанимировался в форме неофашизма.
  Основные политико-идеологические постулаты фашизма.
  • общественная и личная жизнь подлежит жесткому контролю со стороны государства, представляющего высшие интересы нации;
  • вершина властной иерархии - вождь, наделенный сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее исторической судьбы;
  • высшая ценность - собственная нация, которая превосходит другие народы и потому должна находиться в привилегированном положении.
  Этатизм, фюреризм и расизм являлись политико-идеологической основой формирования фашистско-тоталитарных режимов и проведения экспансионистской внешней политики.
  Неофашистская идеология, воспринявшая основные постулаты классического фашизма, отвергается массовым сознанием и не оказывает существенного влияния на духовную атмосферу демократических государств. Вместе с тем антииммигрантские настроения в европейских государствах усиливают позиции праворадикальных партий, стоящих на позициях крайнего национализма и шовинизма, близких к фашизму.
  Кроме главных идеологий современности значительное влияние на политическое сознание и поведение оказывают течения, отражающие проблематику формирующегося постиндустриального, информационного общества, - феминизм, экологизм, коммунитаризм и антиглобализм.
  При всем многообразии видов феминизма (либеральный, радикальный, социалистический и др.) его главная цель - обеспечить равноправие женщин. Экологизм ставит своей задачей защиту окружающей среды от загрязнения продуктами жизнедеятельности человека. Коммунитаризм, возникший на Западе в конце XX века, разрабатывает различные аспекты проблемы братства как состояния общества и общественного идеала. Антиглобализм - идейные воззрения общественных организаций, движений и инициативных групп, ведущих борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме, за альтернативную глобализацию, которая основывалась бы на справедливых и гуманных началах.


 
© www.txtb.ru