|
4.4. Прикладная электоральная география
Выборы важны как форма политического участия населения в государственной жизни, в реализации своего конституционного права, тем самым оказывать влияние на формирование структуры власти. Результаты электорально-географических исследований имеют ценность при планировании избирательной кампании, выработке политических стратегий. Каждая политическая партия, каждый кандидат в депутаты или президенты должен представлять свои шансы в разных районах страны, знать, где необходима активная работа с избирателями. Важной частью избирательной кампании является ее региональное планирование, выработка региональной стратегии. 1. Оценка важности регионов для данной партии (кандидата). 2. Проводится ранжирование регионов по их электоральным весам, определяются группы значимых и малозначимых территорий. 3. Определяется уровень благоприятности территорий для данной партии. 4. Можно выделить ключевые районы, которым необходимо уделить особое внимание. Каждая партия, каждый кандидат имеют свой электорально-географический «портрет»: - районы, в которых они пользуются устойчивой поддержкой; - районы, в которых они всегда проигрывают; - есть заведомо благоприятные и заведомо неблагоприятные территории. При разработке стратегии избирательной кампании делается прогноз географии голосования за данную партию и ее соперников: - благоприятные районы; - перспективные регионы; - самые слабые места. Отсюда 3 стратегии: - мобилизация и удержание своего электората (1 -й район); - перехват избирателей других партий (2-й район); - работа в слабых местах, чтобы переломить ситуацию (3-й район); Региональная стратегия включает: - определение интенсивности агитационной работы в различных районах; - составление сценариев ведения кампании в различных районах (имидж, темы и ключевые проблемы, методы агитации); Дифференциация политической рекламы с учетом электоральной культуры: - в одних регионах активная реклама позитивной программы партии или кандидата; - в других особое внимание уделить контрагитации против конкурентов. Составление графика агитационных поездок: - регионы, где необходимо личное присутствие кандидата;
- последовательность поездок (электорально-географическое ядро → потенциально перспективные регионы → регионы с большим электоральным весом);
- цель поездки (тема выступлений, методы агитации и т.д.); - правильный отбор мест для тематических заявлений, которые должны прозвучать на всю страну (Б. Ельцин, 1991г., Казань: «берите столько суверенитета, сколько можете переварить!»). При подготовке парламентских выборов решаются и такие вопросы, как: - оценка шансов кандидатов в одномандатных округах; - распределение регионов между партийными лидерами в качестве «зон ответственности» (С. Бабурин, Омск); - определение региональных (групп, лиц) в партийном списке. Итак, избирательная кампания должна быть обязательно территориально дифференцированной, адаптирована к местным электоральным культурам, их ценностным ориентирам, запросам и проблемам, любимым и запретным темам, видеть территорию, знать где и как себя вести.
|
|