Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.3. Методы исследования электоральной карты России

  Исследование территориальных различий в электоральных ориентациях возможно на основе данных статистики выборов. Основной материал для анализа региональных политических культур дают президентские (общефедеральные округа) и парламентские выборы (по пропорциональной системе партийным спискам) и референдумы (Туровский, 1999).

Рисунок

  Абсолютный показатель важен для суждения о весе региона, доли его в партийную «копилку» (победа в Эвенкии малозначима с провалом в электорально значимых регионах).
  Доля голосов активной части электората менее корректна (например, на парламентских выборах 1993г. в Татарстане относительную победу одержал «Выбор России» (22,4%)). Это только 3% от общего числа избирателей при явке 13,4%.
  Корректнее использовать показатели голосований от общего числа избирателей с учетом абсентеистов (лат. - отсутствующий), не принимающих в голосовании избирателей.
  2- я группа методов исследования - метод индексов, когда используют показатели:
  - индекс популярности партии (отношение доли проголосовавших за данную партию в регионе к среднероссийскому показателю);
  - индекс консерватизма (процент проголосовавших за оппозицию в регионе к среднероссийской величине);
  - показатель концентрации электората (электоральный вес региона - доля избирателей данной партии в регионе от общего числа сторонников в России). Например, на парламентских выборах 1995 г. 30% избирателей «Яблоко» были в Москве, Подмосковье и С-П. Электорат КПРФ был «размазан» по территории;
  - разнообразие электоральных ориентаций - число блоков, преодолевших 5%-ый барьер (он больше в крупных городах. В Смоленской области в 1995г. 5%-ый рубеж преодолели только КПРФ и ЛДПР);
  - типичность электоральных ориентаций (отклонение показателей голосования за различные партии (кандидатов в президенты) в данном регионе от среднероссийских).
  3- й метод исследования - факторный анализ (см. География факторов голосования с. 37).
  4- й метод исследования - корреляционный анализ - с помощью которого возможно выявление других факторов голосования.

Таблица

  Итак, факторный и корреляционный анализы позволяют выявить новые условия (факторы) голосований в дополнение к известным из общей теории (1 - ая группа) и методу индексов (2-ая группа).
  5- ый метод изучения электоральной карты - метод расколов. С помощью которого можно определить новые факторы голосования. Этот метод дополняет и углубляет факторный анализ.
  Расколы могут быть вертикальные и горизонтальные. Вертикальные:
  - идеологические (либералы против коммунистов, националисты против либералов и коммунистов);
  - социально-экономические (левые против богатых и наоборот);
  - национальные и демографические (Д. Рогозин, А. Митрофанов, В. Жириновский против «черных», пожилые против молодых - вечная проблема «отцов и детей»).
  Горизонтальные расколы:
  Север - Юг
  Город - Село
  Центр - Периферия

Таблица

Таблица

  Еще один метод электорально-географических исследований предполагает использование моделей «центр-периферия» и диффузии инноваций (6-й метод).
  Модель диффузии можно использовать для изучения:
  - динамики голосования (увеличение или уменьшение территории преимущественного голосования за ту или иную партию);
  - анализа моментального среза (инновационного центра и периферии).
  Диффузия - распространение. Инновация - нововведение.

Таблица

  Выводы: Ни всегда и не везде такое волеизъявление, а, как правило. Голосование, исходя из своих интересов, предпочтений, симпатий, антипатий, кумиров и лидеров. Уникальность, неповторимость, особенность, специфика данной территории, свои ценностные ориентации, особая история, состав населения, его менталитет определяют электоральную географию страны.
  Следовательно, ЭГ России объясняется как общероссийскими факторами (социально-экономической, отраслевой, национальный, урбанизация, «центральность», «периферийность» территории), так и уникальными особенностями истории и культуры - культурно-историческими факторами различных территорий. Что необходимо учитывать при стратегии избирательной кампании и анализе результатов голосований.
  По особой методике проводится исследование парламентских выборов по мажоритарной системе (депутат в округе избирается большинством голосов).
  Если на выборах по пропорциональной системе вскрываются глубинные политико-культурные ориентации избирателей, то на выборах по мажоритарной системе работают дополнительные факторы:
  - личностный фактор;
  - фактор дробления и консолидации электоральных секторов (в результате дробления электората между несколькими кандидатами похожей политической ориентации может победить один представитель их идеологических противников;
  - уровень легитимности парламента (сколько избирателей проголосовали за всех победивших кандидатов вместо взятых, какой процент они составляют от общего числа избирателей);
  - сравнительный анализ доли и числа голосов, поданных за победителей в округах;
  - уровень негативизма (голосование против всех - абсентеизм);
  - напряженность борьбы (число претендентов на один депутатский мандат или отрыв победителя от кандидата, занявшего 2-е место;
  - результат выборов различных партий (уровень «проходимости» - доля победивших кандидатов от общего числа зарегистрированных);
  - соотношение голосования за партийные списки и партийных кандидатов в округах;
  - результаты выдвижения депутатов прошлого созыва («инкумбент»).
  После формирования депутатского корпуса возможен дальнейший анализ географии представительства («московский перекос» образуется за счет «списочной» половины Госдумы, поскольку на проходных местах представлено руководство партий)
  В рамках географии представительства может изучаться территориальное происхождение кандидатов. Своя география может быть у фракций (для КПРФ велика доля провинциалов (селян)).


 
© www.txtb.ru