Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



ФЕМИНИЗМ

  С 60-х гг. ХХ в. резко возросло влияние идей и практики феминизма (от латин. femina - женщина). Общепринятого определения понятия «феминизм» не существует, но имеются следующие интерпретации этого феномена: 1) социально-политическая теория, анализирующая неравноправное положение женщин и пути его преодоления; 2) социальное движение против дискриминации женщин по признаку пола; 3) идеология, противостоящая женоненавистническим теориям и действиям; 4) философская концепция социокультурного развития, акцентирующая необходимость учета женского социального опыта в представлениях о мире; 5) методология исследований, ориентированная на выявление и артикуляцию женской системы ценностей.
  Социальные предпосылки феминизма начали складываться в условиях зарождения буржуазных отношений, сопровождавшегося вовлечением женщин в работу по найму и превращением их в собственников своих рабочих рук. Интеллектуальные предпосылки феминизма возникли в процессе секуляризации общественного сознания, появления утопических теорий социального равенства.
  Истоки феминизма восходят к культу человека эпохи Возрождения. Венецианка Кристина Пизанская (1364 - 1430) в «Книге о Граде Женском» в 1405 г. описала идеальный город-убежище для всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним со стороны мужчин.
  Проявлениями раннефеминистского протеста было творчество английских памфлетисток ХVII в. Афры Бенн и Мэри Эстел, которых часто именуют первыми защитницами женских прав в Британии. Они защищали право женщин считать себя равными с мужчинами и быть свободными и равноправными. Эти же идеи характерны для творчества француза Пулена де ля Бара, который в эссе «О равенстве обоих полов» (1673 г.) обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины -результат ее подчинения мужской силе, а не «предписание природы».
  Слово «феминизм» впервые было использовано французским социалистом утопистом Шарлем Фурье в конце ХVIII в.. Он рассматривал социальное положение женщин как мерило общественного прогресса и именовал феминистами сторонников женского равноправия.
  В конце ХVIII в. феминизм заявил о себе не только как теория, но и движение против социально-экономической дискриминации женщин. Требования гражданского равноправия были выдвинуты женщинами во время войны за независимость в США (1775-1783) .«Манифестами» грядущего феминизма принято считать «Декларацию прав женщины и гражданки» Олимпии де Гуж, книгу Мэри Уолстоункрафт «О подчинении женщины» и работу Теодора фон Гиппеля «Об улучшении гражданского положения женщин». Все работы датированы 1792 годом. Попытка практической реализации феминистской идеи оказалась безуспешной: возникшие по инициативе О. Де Гуж женские организации были запрещены Конвентом, а их вдохновительница казнена.
  Идеи эмансипации женщин развивали такие выдающиеся мыслители, как Кондрорсе, Дени Дидро, Джон Стюарт Милль. Кондорсе проводил мысль о равенстве полов и необходимости их равного воспитания и образования. Многие феминистские авторы считают своим предшественником Дени Дидро, который в своих трудах исходил из идеи различия и взаимодополняемости полов. Значительный вклад в становление феминизма внес своей книгой «Зависимость женщины» Дж. С. Милль, акцентируя внимание на проблеме эксплуатации обществом репродуктивных функций женщин. Законодательную поддержку подчинения одного пола другим он считал одним из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию.
  В начале ХIХ в. близкие к феминизму идеи выдвигались в социально-философских концепциях социалистов-утопистов А.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна. Они полагали, что личным примером и благодаря образованию и просвещению можно положить конец неравенству полов. В возникавших под их влиянием многочисленных, но недолговечных социалистических коммунах роль женщин была одной из самых обсуждаемых тем. Для взглядов социалистов-утопистов была характерна убежденность в том, что в существующей общественной системе невозможно достичь равноправия полов и необходимо ее радикальное изменение, прежде всего уничтожение частной собственности.
  Создавая проекты идеального общества, эти теоретики полагали, что в будущем не только женщине должна быть предоставлена возможность участвовать в общественном производстве, но и мужчине следует выполнять обязанности по дому и воспитанию детей. Ш.Фурье настаивал на полном отказе от разделения труда по признаку пола не только в семье, но и в обществе.
  К.Маркс и Ф.Энгельс не считали проблему угнетения по признаку пола важным аспектом своей теории и поэтому специально не обращались к анализу женского социального опыта. Однако их последователи, развернув широкую пропаганду в середине - второй половине ХIХ века, считали себя выразителями интересов всех эксплуатируемых без различия пола и рассчитывали привлечь на свою сторону прежде всего женщин из рабочей среды, обещая ликвидировать угнетение всех социальных групп в обществе, свободном от частной собственности.
  С середины ХIХ века до 60-х гг. ХХ века феминистское движение развивалось главным образом под знаком борьбы за предоставление женщинам равных избирательных прав с мужчинами (так называемый «суфражизм»). К 1930 г. такие права получили женщины многих стран - Новой Зеландии, Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Канаде, США, Великобритании и др .
  «Вторая волна» феминизма связана с подъемом леворадикальных движений протеста конца 60 - начала 70-х гг., прежде всего студенческого. Ее содержание составляет борьба уже не за юридическое, а фактическое равенство женщин и мужчин. Главное требование феминисток «второй волны» - не только избрать, но и самим войти во властные структуры. Вступление движения в новый этап проходило под лозунгом «равенство в различии».
  Родоначальницей и теоретиком «второй волны» стала философ- экзистенционалист Симона де Бовуар, которая в опубликованной в 1949 г . книге «Второй пол» зафиксировала основные идеи, ставшие центральными для феминизма: доминирующие социальные, экономические и идеологические структуры патриархата не допускают женщин к материальным и интеллектуальным ресурсам социума; патриархат обрекает их на вечно вторые, неглавные роли.
  В современном феминизме существует множество направлений, которые различаются: географически (американский, европейский, третьего мира и т.д.); расово-этнически (феминизм «белых», «черных» и др.); конфессионально (христианский, формирующийся исламский); по методам и направленности действий (экофеминизм, пацифистский, сепаратистский); по идеологии (либеральный, социалистический и марксистский, радикальный); по принадлежности к направлениям в философии и психологии (модернистский, основанный на концепции социального конструирования, постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический); по сексуальной ориентации и идентичности приверженцев (лесбийский, садомазохистский и др.).
  На рубеже ХХ и ХХI столетий в США были распространены все направления феминизма, в Британии и Австралии наиболее широко был распространен социалистический феминизм, а во Франции - постмодернистский. Главными направлениями феминизма исследователи считают либеральное, марксистское и социалистическое, радикальное, психоаналитическое, постмодернистское.
  Либеральный феминизм имеет наибольшее число приверженцев. Ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин путем создания равных возможностей для самореализации обоих полов. Неолиберальные феминистки призывают женщин из среднего класса стремиться к достижению высокого профессионального статуса, сочетая его с выполнением традиционных социальных ролей - жены, матери, любовницы, домашней служанки и т.д.
  Марксистский и социалистический феминизм. Последовательницы классического марксизма, как ранее К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Бебель, Р.Люксембург, К.Цеткин и др., видят в угнетении женщины часть отношений классово-антагонистического общества. Они полагают, что вместе с уничтожением классового господства будет ликвидирована и дискриминация женщин.
  В отличие от марксистских феминисток, не считающих эффективным особое женское движение, независимое от общепролетарского, социалистические феминистски настаивают на возможности такого движения и необходимости выделения женских проблем из классовых и общесоциальных.
  Радикальный феминизм рассматривает мир как противостояние мужчин и женщин, подвергает резкой критике устои общества, которые, с его точки зрения, определяют неравноправное положение женщин - государство, семья, замужество, материнство и т.д. Некоторые представители радикального феминизма выступают за полное размежевание мужчин и женщин в обществе и культуре, обособление женщин от структур, обеспечивающих господство мужчин над женщинами.
  С одной стороны, такая форма протеста способствовала пробуждению женского самосознания, с другой - давала повод для обвинений движения в излишней радикальности и экстравагантности, выражающейся, в частности, в критике указов против однополых семей, особенно лесбийских, как «антиженских». В сравнении с другими направлениями феминизма радикальный феминизм внес наиболее заметный вклад в современную культуру, искусство и философию.
  Психоаналитический феминизм - сравнительно новое направление в феминизме, сформировавшееся в конце ХХ века. До этого характерная для феминизма апелляция к бессознательному рассматривалась как инструмент подчинения женщины.
  Психоаналитический феминизм акцентирует внимание не на особой роли отца и эдиповом комплексе( что характерно для основоположника психоанализа З.Фрейда), а на доэдипиальном периоде, когда ребенок особым образом связан с матерью. С точки зрения феминисток-психоаналитиков, прежде всего воображаемый страх перед матерью, заложенный в детстве, определяет мотивацию поведения взрослых индивидов.
  Психоаналитический феминизм сыграл определенную роль в привлечении внимания к социальной природе не только отцовства, но и материнства, постановке проблем воспитания (в особенности женщинами женщин).
  Постмодернистский феминизм возник в последней четверти ХХ века и представляет собой своего рода методологию. Ставит проблему ограниченности социального знания, представленного мужчинами, их системой ценностей и восприятием мира. Отрицая прежнюю научную рациональность как обслуживающую «мужскую науку», постмодернистский феминизм подчеркивает влияние пола на мировоззрение ученого, постановку им задач исследования и выводы из него.
  В отличие от идей либерального и социалистического феминизма теории феминистского психоанализа и постмодернистского феминизма весьма далеки от задач современного женского движения и мало востребованы им.
  Таким образом, мировое феминистское мировоззрение, представленное многими направлениями, является самостоятельным и оригинальным способом восприятия и объяснения мира. В будущем не исключена его трансформация в идеологию.


 
© www.txtb.ru