Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



АНАРХИЗМ

  Анархизм (от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - совокупность идейно-политических течений, отрицающих необходимость государственной власти и официальной религии как источников экономического, политического и духовного подавления личности, выступающих за создание мелких автономных ассоциаций производителей. Переход к новому общественному устройству мыслится преимущественно революционным путем, прежде всего в результате самопроизвольного, стихийного бунта.
  Цель анархизма - замена власти сотрудничеством свободных индивидов и коллективов. Как политическая идеология он синтезирует идеи свободы и социальной справедливости, коррелируя с либерализмом и социализмом.
  Основными течениями анархизма являются анархо-коллективизм, анархо-индивидуализм и анархо-синдикализм. Представители первого из них считали, что на смену государству должна прийти децентрализованная конфедерация самоуправляющихся коммун, основанных на общественной собственности. Анархо-индивидуалисты выступали против государства и капиталистических форм организации крупного производства, но признавали возможность владения частной собственностью мелкими производителями - ремесленниками и крестьянами, рассчитывали достичь социальной гармонии организацией справедливого товарообмена. Наконец, анархо-синдикалисты делали ставку на преобразующую деятельность революционных профсоюзов, видя в них зародыш будущего децентрализованного эгалитарного общества.
  Предтечами анархизма были английские мыслители Джерард Уинстенли (1609- около 1652) и Уильям Годвин( 1756-1836). Первый из них в памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649) писал о развращающем влиянии власти на людей. несовместимости свободы и собственности. Его главная мысль: люди могут быть счастливы только в обществе без политики, власти и собственности, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Полагая, что только благодаря собственной деятельности можно утвердить справедливый порядок, Дж.Уинстенли в 1649 г. возглавил группу своих последователей, которые на захваченных ими пустошах в южной Англии создали коммунистическую общину «диггеров» («копателей»). Движение вскоре потерпело неудачу из-за противодействия соседних землевладельцев.
  Идеи Дж.Уинстенли оказали влияние на английского писателя и историка У.Годвина и нашли выражение в его книге «Исследование, касающееся политической справедливости и ее влияния на всеобщую добродетель и счастье» (1793). Сочинение привлекло к себе внимание многих противников социального и имущественного неравенства и государства как такового.
  В книге У.Годвина выдвинут классический постулат анархизма - власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует потому, что люди лишены возможности свободно действовать, руководствуясь разумом; предложена модель децентрализованного общественного устройства, основной ячейкой которого являлись бы автономные общины (приходы). Эти общины, по мысли автора, должны функционировать без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства выступает как форма тирании, и делегирования полномочий при представительном правлении, которое приводит к отчуждению индивидов. У.Годвин отрицал собственность как источник власти, считая, что промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего дня до получаса и облегчат переход к обществу без власти.
  При всей радикальности своих воззрений У.Годвин был противником революций, оценивая насилие как результат неразумности. Вместе с тем он приветствовал французскую революцию и признавал желательность насильственного переворота в случае, если в его результате утвердится проповедуемый им анархический порядок.
  Учение У.Годвина оказало значительное влияние не только на становление доктрины анархизма, но и на развитие социалистической мысли, в частности, на воззрения Роберта Оуэна. Под его воздействием формировалось творчество поэта-романтика Перси Б.Шелли, разделявшего утопические социалистические идеи.
  Как идейно-политическое течение анархизм сложился в середине ХIХ века. Его основоположниками и теоретиками были немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856), французский философ Пьер Жозеф Прудон(1809-1865), русские революционеры Михаил Александрович Бакунин(1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921). Идеи последних популярны вплоть до настоящего времени, в частности, служат ориентиром для многих участников антиглобалистских движений.
  М.Штирнер в книге «Единственный и его достояние» (1845) разработал индивидуалистический вариант анархизма. Все социальные институты (государство, право. собственность и пр.) он считал результатом отчуждения индивидуального сознания и поэтому полагал, что индивиды не должны признавать обязательными для себя любые социальные установления. Согласно М.Штирнеру, идеальное состояние человека - это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.
  П.Ж.Прудон в 1846 г. опубликовал книгу «Система экономических противоречий, или философия нищеты», которая принесла ему известность как одному из ведущих теоретиков социализма. Его анархическая концепция сложилась в результате анализа опыта французской революции 1848 г. и получила развитие в работе «Федеративный принцип» (1863). Хотя П.Ж.Прудон отказывался считать себя основателем какого-либо учения или партии, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин и другие вожди анархизма видели в нем своего непосредственного предшественника.
  Основными элементами доктрины П.Прудона были мютюэлизм (франц. mutuallisme от лат. mutuus - взаимный) , федерализм и тактика прямого действия. Мютюэлизм (по названию действовавшей в Лионе в 1830-х годах тайной рабочей организации, к которой принадлежал П.Прудон) предполагал организацию общества на началах равенства и взаимности. Считая, что «собственность есть кража», П.Прудон отвергал ее использование для эксплуатации чужого труда, но рассматривал «владение»( право рабочих распоряжаться землей и орудиями труда в процессе производства) как главное основание свободы. Его идеалом было общество, состоящее из независимых крестьян и ремесленников, в котором фабрики и заводы находятся в собственности рабочих ассоциаций, а весь общественный механизм объединяется системой взаимного кредита на основе народных банков. Централизованное государство П.Прудон предлагал заменить федерацией автономных местных общин и промышленных ассоциаций, связанных договорными отношениями; суд - арбитражем; бюрократию - рабочим контролем, а академическое образование - общим образованием.
  Последователи П.Прудона, называвшие себя мютюэлистами, 1864 г. совместно с английскими тред-юнионистами и европейскими социалистами создали в Лондоне «Международное товарищество рабочих» (1 Интернационал). Они оппонировали К.Марксу и его сторонникам в Интернационале, отстаивавшим тактику политической борьбы, захвата государственной власти и установления диктатуры пролетариата. Идеями П.Прудона руководствовалось движение анархо-синдикалистов.
  Дальнейшее развитие теория анархизма получила в работах М.А.Бакунина «О философии» (1840), «Кнуто-германская империя и социальная революция»(1871), «Государственность и анархия» (1873), Центральная идея его анархо-коллективизма - полное разрушение государственности и установление безгосударственного общественного самоуправления на базе рабочих ассоциаций (земледельческих и ремесленно-фабричных). Эти ассоциации призваны пробуждать коллективистские инстинкты народа с целью формирования коллективной собственности, обеспечения свободного товарообмена, организации общества на принципах самоуправления, автономии и федерализма. Социальное содержание такого безгосударственного устройства М.Бакунин определял как мир социализма, равенства и справедливости, свободного труда без эксплуатации.
  Возможность ликвидации основных препятствий на пути к свободе - государства и религии М.А.Бакунин видел в присущей человеку способности мыслить и потребности бороться. Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство. Цель и критерий прогресса представлялись ему как постоянное возрастание свободы личности, во имя которого допустимы любые действия.
  В дальнейшем принципы индивидуализма и ненасилия (основные в доктрине П.Прудона) продолжали развиваться периферийными течениями анархизма. Идеи же М.А.Бакунина о необходимости коллективной собственности и насильственной революции доминировали в анархистском движении со времени I Интернационала до окончательного крушения анархизма как массового движения в период гражданской войны в Испании в 1939 г.
  Последователь М.А.Бакунина русский революционер П.А.Кропоткин пошел дальше его коллективизма и сосредоточил усилия на теоретической разработке идеала будущего анархического общества, раскрытого в работах «Хлеб и Воля» (1892), «Поля, фабрики и мастерские» (1899), «Анархизм. Его философия и его идеал» (1900) и др. В предложенной им концепции анархо-коммунизма новый общественный строй мыслился как вольный союз самоуправляющихся общин, где господствует обязательный для всех труд и полностью обобществлены не только средства производства, но и предметы потребления. Благодаря строгой регламентации внутренней жизни общины идеал П.А.Кропоткина имеет некоторое сходство с «казарменным коммунизмом».
  Обосновывая возможность движения к анархо-коммунистической модели общественного устройства, П.А.Кропоткин стремился разработать этику анархизма, основанную на достижениях «позитивной науки» («Современная наука и анархизм», 1901). Он полагал, что конкурентной борьбе в природе и обществе противостоит «взаимная помощь», являющаяся главным фактором человеческой эволюции и этического прогресса. Уничтожение государства, ограничивающего действие этого фактора, должно облегчить переход общества к его естественному анархическому состоянию. Принципы морали выводились П.А.Кропоткиным из биологических оснований. Так, например, понятие зла имеет свои источником естественный отбор, а представления о добре - взаимную помощь внутри видов (Этика», 1922).
  Значительной спецификой отличался ненасильственный анархизм Льва Толстого. Он был разработан в его поздних романах и этических трактатах («Исповедь», 1879; «В чем моя вера», 1882; «Царство Божие внутри нас», 1899) и основывался на рационалистическом переосмыслении христианства.
  Прогресс представлялся Л.Толстому как преодоление всех форм насилия путем «непротивления», полного отказа от насильственной борьбы и сосредоточения человека на задачах личного нравственного усовершенствования. Считая злом любое принуждение, писатель пришел к безусловному отрицанию государства, которое предлагал упразднить путем ненасильственного уклонения членов общества от обязанностей перед ним (уплата налогов, отбывание воинской повинности и пр.), отказа от участия в политической деятельности. Эти идеи существенно повлияли на идеологию и практику национально-освободительных движений в Китае и особенно Индии.
  В начале ХХ века русский анархизм представлял собой конгломерат разнообразный течений - от «безначальцев», приверженных террору и экспроприации, «хлебовольцев», создававших земледельческие коммуны и отрицавших террор, до «христианского анархизма» Льва Толстого, ратовавшего за христианские общины как альтернативу государству.
  Утверждение власти большевиков было воспринято большинством анархистов как «восстановление государственного гнета». В 1919 г. ими была образована «Всероссийская организация анархистов подполья», осуществившая ряд террористических актов. Анархисты играли заметную роль в крестьянском повстанческом движении на Украине в 1918-21 гг. во главе с Н.И.Махно. Движение под лозунгами «безвластного государства» и «вольных советов» было направлено как против «белых», так и против «красных», вступая с последними в тактические временные соглашения. После поражения и эмиграции Н.И.Махно последние очаги сопротивления анархистов были подавлены, а к концу 1920-х годов все организации анархистов ликвидированы карательными органами.
  На рубеже ХIХ-ХХ веков во Франции широкое распространение получили восходящие к П.Прудону идеи анархо-синдикализма. Их сторонники считали профсоюзы (франц.- синдикаты) высшей формой организации рабочих и основным рычагом их социального освобождения, требовали полного перехода средств производства в собственность синдикатов. В качестве главного средства борьбы с существующим строем рассматривались акции «прямого действия» - бойкот, саботаж, стачка. Предполагалось, что рабочие, получившие опыт в ходе «подготовительных стачек» (локальных или отраслевых), поднимутся на «всеобщую стачку», которая полностью разрушит капиталистический строй.
  Наибольшим влиянием анархистское движение пользовалось в странах Южной Европы, но особенно массовый характер приобрело в Испании. В годы гражданской войны в этой стране анархисты попытались осуществить «социальную революцию». Контролируя практически всю территорию Восточной Испании, они принудительно создавали крестьянские коллективные хозяйства по образцам, описанным еще П.А.Кропоткиным, «коммунизировали» промышленность и железные дороги, насаждали спартанские нравы, разрушали монастыри и преследовали верующих католиков, что вызывало протестные настроения и пополняло ряды противников Республики. Анархистские и анархо-синдикалистские организации длительное время противодействовали созданию регулярной республиканской армии, тем самым косвенно способствуя победе войск генерала Франко.
  В конце 30-х годов анархизм как массовое движение практически перестало существовать. Влиятельное в Италии, оно было разгромлено фашистским правительством Б.Муссолини в 1920-х гг. В Германии анархисты были уничтожены нацистами в 1930-х гг. В Японии анархистские организации, возникшие в период русско-японской войны 1904-1905 гг., были разгромлены в в 1935 г., когда их обвинили в подготовке военного переворота.
  В 70-80-х гг. анархистские методы ведения политической борьбы использовались такими левоэкстремистскими организациями как «Фракция Красной Армии» и «Красные бригады». Анархистские группы и структуры носят маргинальный характер. Влияние идей анархизма остается заметным в таких областях общественной жизни, как защита гражданских прав и окружающей среды, противодействие негативным последствиям глобализации.
  В ХХI веке явно анархистскую окраску приобретает движение антиглобалистов. Следуя анархистской традиции, левое крыло антиглобализма считает государство инструментом господства и угнетения и призывает к его замене самоорганизованным обществом. Анархисты играют наиболее активную роль в осуществлении самых радикальных антиглобалистских акций, как это имело место в Сиэтле, Барселоне, Генуе и других городах, где проходили форумы мировой экономической и политической элиты.
  Представления анархистов о будущем общественном устройстве весьма туманны, что является причиной идейной и политической неопределенности их действий. Стремление анархистов к организации общества на началах самоуправления, автономии общин и наций, на принципах свободы и равенства, справедливости, освобождения от эксплуатации находит понимание у левых партий, солидаризирующихся с ними.


 
© www.txtb.ru