Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1. Теоретические источники марксизма

  Марксизм возник в 40-х годах Х1Х века. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1995) пытались выяснить условия и указать пути освобождения трудящихся от эксплуатации и всех форм социального гнета. Они стремились наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение рабочих от собственности и власти, разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное и гармоничное развитие личности. Теория К.Маркса задумывалась как наука, однако его идеи превратились в идеологию, стали обоснованием программы политических действий.
  Идеологическая позиция марксизма складывалась под воздействием различных идейных течений. Суждения предшественников так или иначе переосмысливались ими и лишь затем включались в создававшуюся историко-материалистическую картину социального мира.
  Источник экономических воззрений марксизма составили идеи классиков английской политической экономии А.Смита и Д.Рикардо. Последние понимали современное им общество как мир материальных потребностей людей, комплекс отношений производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Двигателем общественных процессов они считали реальные интересы индивидов, деятельность которых подчинена объективным законам общественной жизни. Государство всецело зависит от общества и призвано обслуживать его.
  Интерес К.Маркса и Ф.Энгельса вызывали взгляды Ж.-Ж.Руссо на демократию как форму политического бытия индивидов, соединившихся в единое общество. Согласно Ж.-Ж.Руссо, сердцевина демократии - принципы народного суверенитета, верховенства и полновластия народа в государстве. Этот принцип реализуется через фактический контроль народа за исполнительной властью.
  Марксистская политическая концепция складывалась не без влияния выдающихся французских историков эпохи Реставрации О.Тьерри, О.Минье, Ф.Гизо. Эти ученые сумели реалистически оценить зависимость государственного строя, правовых установлений от материальных условий общественной жизни, от происходившей в истории борьбы классов. Они полагали, что политические институты, юридические нормы создаются обществом, являются отражением общественного строя, но потом начинают сами воздействовать на социальную жизнь, видоизменять ее. Идеологическим представлениям К.Маркса и Ф.Энгельса оказалась особенно созвучной мысль французских историков о том, что борьба классов наполняет всю гражданскую историю.
  К.Маркс и Ф.Энгельс констатировали преемственность собственных представлений о будущем обществе со взглядами своих социалистических предшественников, особенно А.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна. В своих работах они пытались анализировать сильные и слабые стороны этих взглядов.
  Немалую роль в возникновении марксизма сыграли идеи немецкой классической философии, особенно Г.Гегеля. Переработанная в материалистическом духе гегелевская диалектика была ими широко использована для анализа политических и государственно-правовых проблем.
  Наконец, воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса испытали влияние еще одного идеологического течения - либерализма. Сами К.Маркс и Ф.Энгельс всячески стремились дистанцироваться от него, считая эту идеологию по преимуществу буржуазной, чуждой пролетариату. Тем не менее трудно отрицать родство с либеральными представлениями следующих известных положений марксизма: «всякий раз, когда под вопрос ставится та или другая свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще», «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу подчиненный». Необходимо, однако, подчеркнуть, что именно приведенные и подобные им положения К.Маркса и Ф.Энгельса были инородными пролетарски-классовой природе марксизма.
  Вопрос о месте и роли марксизма в современном мире является предметом острых дискуссий. Суждения на сей счет таковы.
  1. Марксизм в целом был верен для своего времени, но в дальнейшем утратил актуальность и отношение к нему должно быть, как к любому классическому учению.
  2. Марксизм выдвинул привлекательные принципы, но не разработал механизм их применения.
  3. Марксистские прогнозы в принципе верны, но относятся к отдаленному будущему человечества.
  Эти суждения высказываются и в различных сочетаниях.
  Для формулирования позиции по сложному и спорному вопросу попытаемся определить специфику марксизма. Марксизм - это учение о прогрессе как смене общественных формаций и росте производительных сил; о социалистической революции во главе с субъектом прогресса - пролетариатом; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма - безтоварного и безрыночного общества ассоциированных производителей.
  Рассмотрим, в какой мере эти идеи выдержали испытание временем, насколько они соответствуют реальностям современной цивилизации при переходе от индустриального общества к постиндустриальному и информационному.


 
© www.txtb.ru