|
3.3.2. Типы и разновидности политического процесса
Классификация типов политического процесса. В самой общей форме можно выделить политические процессы двух типов: внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические процессы выступают как форма функционирования политической системы в международных отношениях, мировой политике Для понимания особенностей внутриполитических процессов следует отметить ведущую роль и значение институализированных форм политического участия и принятия решений. Организационная структура власти является основой политического процесса, предопределяя те или иные формы и объемы политической активности населения, влияя на средства политической мобилизации граждан, господствующие методы управления. Поэтому содержание политических процессов различается в парламентских унитарных государствах (Великобритания), в странах с пре- зидентско-унитарным правлением (Франция), в президентских системах, сочетающих разделение властей и федерализм (США), в государствах с парламентско-федеральным правлением (Канада) и др. С точки зрения системных качеств организации политической власти различают также демократические политические процессы, где существуют различные формы прямого и представительного народовластия, и недемократические политические процессы, внутреннее разнообразие которых определяется тем, находятся ли у власти теократические или военные группировки, авторитарные лидеры или монархи, партии того или иного типа. С точки зрения публичности осуществления властью и электоратом своих функций, явного или неявного выполнения государством своих полномочий можно выделить открытый и скрытый (теневой) политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, других формах политической активности, в которых граждане предъявляют требования к власти. В демократическом обществе это выражается в контактах между различными социальными группами, гражданами и институтами власти, обсуждении и оспаривании частных и общих целей, корректировании политического курса, осуществляемого под воздействием общественного мнения. Для тоталитарных режимов характерны другие черты политического взаимодействия субъектов и институтов власти: административный диктат центра, всепроникающее силовое влияние государства на граждан и др. Если в демократических государствах открытость политического процесса выражается в открытости для общественности фаз и этапов принятия политических решений, корректировки программ, рекрутирования элит, то в тоталитарных режимах открытость политического процесса не распространяется на механизмы управления и особенно на выработку стратегических и тактических целей правления. В противоположность открытому - теневой процесс базируется на неофициальных политических институтах и центрах власти, а также на таких притязаниях групп и граждан, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным властным структурам. В качестве центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализо- ванные, непризнанные обществом структуры (например, мафиозные кланы, действующие на той или иной территории). В таком случае это властно-политическое пространство будет регулироваться принятыми в этих центрах решениями, предложенными ими средствами и нормами реализации целей, установленными правами и свободами действующих там субъектов. Чаще всего управленческая информация не обращена к общественному мнению субъектов, действующих в зоне данного политического процесса, а контроль за правящими элитами отсутствует. Теневой политический процесс может выступать как в альтернативной официальной политике форме (например, в форме паразитирования мафиозных структур на государственных институтах власти, как это имеет место в странах с высоким уровнем коррумпированности правящих слоев), так и в неальтернативной форме, когда высшая власть определенных институтов официально не афишируется, но признается. Такая ситуация довольно типична, когда государство передает высшие властные функции своим отдельным структурным звеньям (например, органам политического сыска, тайной полиции, репрессивным структурам и т. д.) или тем или иным партийным формированиям. В то же время теневым может быть и реальный политический процесс, которому препятствуют в его легализации и потому он становится неуправляем. Например, в советском государстве длительное время политические взаимоотношения наций насильственно деформировались, внешне они имели характер "дружбы народов". Тогда как реальные проблемы, возникавшие между социальноэтническими общностями в сфере развития национальных языков, взаимодействия национальных культур, главенства русского языка и т. д. не решались, что впоследствии обернулось взрывом национальных чувств, насильственным переделом национально-государственного устройства, привело к конфликтам на национальной почве. Еще одним критерием дифференциации политических процессов является характер преобразования власти, что дает основание говорить о революционном (остро конфликтном) и эволюционном (консенсуальном) политических процессах. Первый отличается относительно быстрым качественным изменением власти, господствующих способов принятия решений, каналов и механизмов политического участия. В зависимости от внешних и внутренних условий, революционный политический процесс может предполагать использование как мирных, так и насильственных средств (обычно используемых для захвата власти и низвержения существующего режима) Но в любом случае преобразования осуществляются за сравнительно короткое историческое время, а чаще всего обладают быстротечным характером. В такие периоды, как правило, преобладают стихийные формы массовых политических движений, которые, воздействуя на верхние этажи власти, нередко обходят закон и структуры власти. В это время статус представительных органов власти и субъектов политических отношений активно подрываются восходящими к власти новыми социальными и политическими силами. Вновь формирующиеся политические структуры активно оспаривают политические прерогативы у традиционных органов власти или даже само их существование. Это приводит к возникновению конфликтов в межгрупповых отношениях традиционной и новой элит. В эволюционном политическом процессе изменение его внутренних параметров происходит путем постепенного разрешения возникающих противоречий и конфликтов. Необходимой основой эволюции политического процесса является легитимность властей и наличие единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых. Если при тоталитарных режимах эволю- ционность может обеспечиваться за счет господства одной идеологии и насилия по отношению к рядовым гражданам, то в демократических странах такими механизмами выступают консенсус (согласие) и наличие конструктивной оппозиции. Управление органично дополняется самоуправлением и самоорганизацией политической жизни, а реформирование общественной системы исключает революционные, «взрывные» способы переустройства. С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальной и политических структур, функций и взаимоотношений субъектов и носителей власти можно выделить стабильный и нестабильный политические процессы. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными методами принятия решений. Такой режим, как правило, основывается на сформированной социальной структуре, легитимности режима и высокой эффективности господствующих в обществе культурных норм, прежде всего доверия, взаимоуважения прав участниками политического процесса. Самой надежной основой стабильности политического процесса считается приверженность людей демократическим ценностям. Отличительным признаком стабильности политического процесса является их высокий уровень институализации, реализации гражданами своих демократических прав и свобод. Опыт западноевропейских и североамериканских политических систем показал, что стабильность политических процессов велика там, где гражданское общество обладает высоким уровнем автономности, независимости от властей, где даже в конфликтных ситуациях в отношениях гражданских институтов и объединений государство не вмешивается в развитие событий, отдавая предпочтение механизму саморегулирования противоречий. При этом правительство постоянно реагирует на запросы общественного мнения, это дает людям уверенность в возможности влиять на власть. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, экономический кризис, социальные конфликты. Разрыв между новыми, еще не реализованными потребностями групп и неспособность режима отреагировать на них адекватным изменением механизмов политического участия и управленческих стратегий и вызывает нестабильность политического процесса. Нередко нестабильность возникает и в обществах, где у власти постоянно находятся представители одних и тех же партий, союзов, что неизбежно создает явное или неявное противоборство двух блоков политических сил, концентрацию всех конфликтов вокруг одних противоречий. Постоянная политическая дискриминация даже сравнительно небольшой социальной или национальной группы, ее постоянная неудовлетворенность своим политическим статусом могут стать причиной острых конфликтов. В обществах, обладающих различными способами влияния групп на процессы принятия решений, чаще всего такие источники политической нестабильности не возникают. Нестабильность политического процесса проявляется и при переходе традиционных обществ к индустриальному развитию. Модернизация и связанные с нею проблемы - резкие колебания электоральных предпочтений, спазматический характер управления обществом, противоречивость принимаемых решений - также становятся источником нестабильности в обществе. Причем она носит достаточно длительный характер.
|
|