|
3.3.1. Понятие политического процесса
Политический процесс - одна из основных категорий политической науки. Специфика категории политического процесса выражается в том, что она сориентирована на отображение реального взаимодействия субъектов политики, сложившегося не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внутренних и внешних факторов. Политический процесс предстает как результат "переплетения" различных типов поведения групп и граждан, и деятельности институтов власти, на который воздействуют различные субкультуры, взаимоисключающие традиции и многие другие факторы. В политическом процессе действуют живые люди со своими представлениями о жизни, то включающиеся активно в отношения с государством, то игнорирующие свои политически значимые интересы. Поэтому политический процесс не несет в себе какую-либо предопределенность в развитии политических событий и явлений. Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих функций воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс раскрывает динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность институализированных и неинституализирован- ных действий субъектов политики, осуществляющих формирование и реализацию межгруппо- вой властью воли общества. Выработка и реализация правящим режимом целей общественного развития выражает также и характер самого политического процесса. Режим функционирования и развития политического процесса. Режимы существования политического процесса. Различают три формы его существования. Первый - режим функционирования, при котором воспроизводятся сложившиеся взаимоотношения граждан и институтов власти. В этом случае преобладают традиции и преемственность в развитии политических связей, исполнении традиционных ролей гражданами и институтами (группами), которые обладают неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями (нововведениями) в осуществлении функций политическими субъектами. Второй режим существования политического процесса - режим развития, когда структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень, который позволяет адекватно отвечать на требования времени, новые социальные требования населения. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нашли методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Такой режим характеризуется формированием новых взаимоотношений между субъектами власти, новых ролей граждан, групп и институтов. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием микро- и макрофакторов власти, борьбой разнообразных течений и тенденций, что ведет к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности содержания политического процесса адаптации властных структур к внешним социальным условиям. Третьей разновидностью режима существования политического процесса является режим упадка, распада существующей политической целостности. Политические изменения (в способах выражения интересов групп, отбора элит, принятия решений и т. д.) имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. В результате принимаемые решения утрачивают способность управлять, а сам режим теряет стабильность и легитимность. Классическим примером такого протекания политического процесса является судьба большинства бывших социалистических стран, где правящие круги так и не смогли принять адекватные меры, для того чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени. Основные свойства политического процесса. Все три режима существования политического процесса отражают постоянное взаимодействие различных социальных групп и граждан, использующих разнообразные каналы и институты политической власти для удовлетворения своих общественно значимых потребностей. Постоянное участие или неучастие в политической жизни тех или иных социальных групп, способы давления на власть, инокультурные контакты граждан, заимствующих различные подходы и оценки политических явлений, все факторы, характеризующие динамизм и изменчивость статусов и ролей субъектов политики, придают политическому процессу амбивалентный (внутренне противоречивый) и асинхронный (обратимый и непропорциональный) характер. Постоянная презентация социальными субъектами своих интересов в политической сфере, преобразование их нужд и запросов в политическую волю показывают, что содержание политического процесса непосредственно зависит как от качества механизмов и звеньев политической власти, так и от особенностей осуществления этими субъектами своих ролей и политических функций. С точки зрения содержания осуществление политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности групп и граждан. Причем не только признаваемые и поощряемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером. Поэтому в политический процесс включены такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и т. д. Но, как правило, они находятся на "периферии" политической жизни, выражая те формы политической активности, которые носят несистемный для общества характер. Но и те, и другие формы политической активности субъектов в конечном счете объединены одной задачей: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная проблема политического процесса заключается в принятии и выполнении политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей сложной системе общеколлективных целей (политической воле общества). Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса наиболее значимые фазы (этапы). В качестве первого этапа можно рассматривать этап представления политических интересов групп институтам, принимающим политикоуправленческие решения. Организованные и неорганизованные ассоциации граждан обладают разным характером и регулярностью в представительстве своих интересов (т. е. институциональными или неформальными средствами влияния на власть, возможностями публичного заявления целей, подбора кадров, вербовки сторонников и т. д.). Накопление критической массы политических требований включает в действие организационные структуры как массового (электорального) характера, так и специализированного назначения (партии, группы интересов). В многопартийных и однопартийных системах как набор организационных средств, так и общий климат трансляции интересов до высших эшелонов власти имеют весьма отличительный характер. Вторая стадия (второй структурный элемент) политического процесса представляет собой этап формулирования политической воли и принятия политико-управленческих решений. Эта стадия политического процесса включает такие обязательные элементы, как: выделение из политического контекста конкретных проблем; сбор информации; рассмотрение возможных альтернатив; последствий принимаемых решений; выбор и корректировку выбранного плана действий. В данном аспекте политический процесс предстает как сфера деятельности правящих и оппозиционных элит, вырабатывающих во взаимодействии общегосударственные постановления и директивы. Возможности выработки политических решений, отвечающих потребностям общества, зависят от целого ряда факторов. В частности, от уровня централизации (децентрализации) власти; соотношения прав и прерогатив центральных и местных органов власти, взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений, степени разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной властей, степени учета мнений экспертов и других элементов технологии власти. Сильное влияние на особенности политического процесса на данном этапе оказывают и взаимосвязи внутри правящего класса; отношения между правящей и оппозиционной элитами; связи руководства и технического аппарата управления, показывающие, кто на самом деле принимает принципиальные решения, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты (военной, административной, аграрной, хозяйственной и др.), - уровень коррумпированности элитарных группировок (сращивание власти с криминальными элементами). Качественные отличия политических решений зависят и от того, базируются ли они на консенсусе, соглашении политических сил, найдены ли компромиссы по поводу ролей и функций правящей элиты и контрэлиты, расходятся ли статусные и реальные возможности субъектов, принимающих участие в выработке решений. Третьей фазой и структурным элементом политического процесса является этап реализации политической воли, выраженной в управленческих решениях На этом этапе значимым является умение властей добиться реализации принятых решений, подчинить им поведение граждан. Главным вопросом реализации политических решений становится выбор средств и методов политического регулирования (насильственных или ненасильственных, идеологизированных - неидеологизирован- ных). В этом смысле правящие круги могут ориентироваться на рациональную и популистскую политические линии, проводить открытую политику или делать упор на правление элитарных группировок, не заинтересованных в вовлечении народа в политическую жизнь. Одним из требований к осуществлению властной воли является также принятие правящей элитой мер, позволяющих ограничить возможности политического оппонирования конкурентов, чтобы предотвратить блокирование принятых ими решений. Не только оппозиционные структуры могут пытаться помешать воплощению принятых решений. Нижестоящие институты государственной власти также зачастую стремятся приспособить принимаемые законы и решения для реализации собственных, порою расходящихся с волей центра, интересов. Например, министерства или местные органы управления могут давать свою интерпретацию правительственным решениям, способствующую дезинтеграции власти и нарастанию противоречий в политическом процессе. Важнейшим элементом этапа реализации решений является также регулирование информационного режима осуществления власти. В зависимости от типа режима, политическим субъектам может предоставляться вся политически значимая информация, необходимая для выполнения их ролей и функций либо она сознательно урезается, что не способствует всесторонней оценке деятельности властей, пониманию характера принятых ими решений. От характера информации, возможностей доступа к ней зависит формирование основных мотивов политического поведения граждан, а следовательно, и характер их влияния на институты власти.
Основные методы принятия политико-управленческих решений. Выделяют два основных метода: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений ("метод ветвей"). Первый предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решения, наиболее соответствующего поставленным целям. Это как бы идеальный план решения вопроса, результат "правильного мышления", что делает его наиболее распространенным среди представителей оппозиционных сил. На практике политики исходят не столько из оптимального, сколько из возможного образа действий. В практической политике правительство часто не следует логически предписанной схеме. Приходится учитывать реально возникающие и исчезающие обстоятельства при реализации решений, предполагающие корректировку намеченного плана действий. В силу этого на практике более применим метод "ветвей", который исходит из необходимости внесения в управленческую деятельность так называемых "инкременальных поправок" (от англ. приращение), необходимых для реализации частичных целей. Допуская даже противоречивые и порой взаимоисключающие действия в рамках общей стратегии управления, правящие элиты способны тем не менее добиваться таким путем постепенного "приращения" успеха. Хотя, идя этим путем, невозможно добиться серьезных прорывов в политическом реформировании общества. Учитывая достоинства и недостатки того и другого метода принятия решений, ряд ученых настаивает на большей эффективности так называемого "смешанно-сканирующего метода", который обеспечивает, по их мнению, масштабный процесс принятия решений, соединяя преимущества обоих вышеназванных методов. Этот метод предполагает рациональный взгляд на политические проблемы общества и выделение их наиболее общих, типических свойств, что позволяет увидеть основы имеющихся противоречий и конфликтов. За счет такого последовательного применения общетеоретических, рациональных знаний для урегулирования конкретных вопросов и можно достичь эффективного управления. В конкретных государствах содержание политического процесса зависит не столько от выбранной модели принятия решений, сколько от ее реального использования в управлении обществом. Поэтому специфика политических процессов будет зависеть от того, различает ли руководство страны политические цели всей системы и ее отдельных элементов; осуществляется ли при принятии решений предварительный анализ ситуации группой экспертов или лидеры ориентируются на собственные знания, опыт, интуицию; определяется ли заблаговременно правящими элитами тот круг проблем, который может потребовать политического урегулирования; ведется ли проработка альтернативных вариантов развития событий, насколько рационально оцениваются возможные выгоды и затраты от реализации каждого варианта принятых решений, отслеживаются ли промежуточные результаты реализации поставленных целей и вносятся ли оперативно необходимые коррективы, имеются ли планы на случай неудачи в реализации решений, способные предотвратить дестабилизацию в обществе, способно ли руководство быстро перейти на резервную систему принятия решений при изменении ситуации и т. д. Содержание политического процесса напрямую зависит от того, насколько гибкие стратегии удастся выработать правящим элитам, способны ли они предотвратить и урегулировать конфликты в обществе или своими действиями способствуют их обострению.
|
|