|
2.4.3. Политическое лидерство
Политический лидер и его функции Уместно еще раз напомнить, что термин «лидер» происходит от английского слова leader - ведущий; руководитель, вождь, глава и тому подобное. Отталкиваясь от этого, можно определить, что политический лидер - это глава, руководитель или просто авторитетный член той или иной группы, организации или всего общества, который согласовывает, объединяет и направляет действия людей. Отсюда вытекают четыре основные взаимосвязанные функции политического лидера.
Выполняя первую функцию, лидер согласовывает различные социальные интересы, объединяет людей вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе или обществе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между властью и народом. В своей второй функции лидер защищает интересы людей: обобщает, выражает и доводит до сведения органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение в обществе законности, порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом справедливости, обеспечения прав и свобод личности и защиты людей от произвола бюрократии и беззакония. Третья функция предполагает, что лидер должен своевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать инициатором обновления и развития общественной жизни. Наконец, выполняя четвертую функцию, лидер организует действия людей в своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное самоуправление. Находя и принимая оптимальные политические решения, он берет ответственность за их реализацию на себя и мобилизует людей на осуществление намеченных целей. Кто и как становится лидером
На вопрос о том, почему одни люди становятся лидерами, а другие нет, ученые отвечают по-разному. Можно, в частности, выделить следующие четыре популярные западные теории обоснования лидерства.
Первая из них - «теория черт лидера» - объясняет феномен лидерства выдающимися качествами личности. Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек. Политический лидер должен обладать особыми чертами. В частности, больше всего называют такие черты, как остроумие, энергичность, твердая воля, организаторские способности, компетентность и готовность к ответственности, умение предвидеть, ораторские способности, тактичность и т. д., и т. п. Перечисляются десятки черт - вплоть до чувства юмора, внешней привлекательности и фотогеничности, которые якобы обязательны для современного лидера. И действительно, многие известные руководители и вожди проявляли и проявляют те или иные оригинальные и сильные качества. Однако история знает и другие примеры: когда политические лидеры - заурядные, неяркие, не блещущие умом, серые личности. Недаром немецкий писатель Лион Фейхтвангер (1884-1958) в свое время отмечал, что «власть даже пустого человека наполняет содержанием»'. Следовательно, важны не только определенные личностные черты, но и соответствующие им обстоятельства. Такие обстоятельства учитывает, в частности, ситуационная концепция лидерства. Согласно ей, не существует некоего универсального набора личностных качеств, подходящих для всех стран, периодов и любых ситуации. Скажем, сегодняшний политический лидер из демократической ФРГ оказался бы явно «не ко двору» в той же Германии периода гитлеризма или в нынешнем консервативном исламском Иране. То же можно сказать и в отношении конкретных ситуаций. Один человек хорошо руководит митингом, но не подходит для лидерства в повседневной работе. Другой умеет повести за собой в личном общении с людьми, но теряется перед митингующими массами. Третий успешно возглавляет научный коллектив, но «не тянет» на лидера партии и т. д. Таким образом, лидерские качества относительны. Главное не они, а те сложившиеся конкретные обстоятельства (время, место, ситуация), которые могут «позвать» именно данного человека на определенное лидерство. Задача же «позванного» угадать, «почувствовать» момент и место, когда и где он может завоевать «трон». Свои обстоятельства предлагает и третья концепция - с условным названием теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или иная политическая группа ищет подходящего для себя вождя. Найдя нужную фигуру, эта группа «делает» из нее (по-книжному, конституирует - создает) своего лидера. Одновременно конституенты становятся его идейными последователями, приверженцами и организуют ему поддержку «в народе». Подобный лидер может оказаться марионеткой в руках своего окружения. Наконец, еще один оригинальный подход демонстрирует психоаналитическое объяснение лидерства. Психоанализ — это особый метод психотерапии, разработанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856-1939) и выросший затем в целое психологической учение. По Фрейду, людьми управляют бессознательные (инстинктивные) влечения, прежде всего сексуального характера (либидо). Именно они являются движущей силой социальных действий и всей творческой активности людей. При этом «дурные» бессознательные сексимпульсы постоянно конфликтуют с «совестливым» сознанием человека, ввергая его в состояние психической напряженности и «борьбы» с обществом и самим собой. Когда же индивиду удается переключить свою «запретную» сексуальную озабоченность на «нормальное» (приемлемое для общества) дело, из него часто получается весьма активный и творческий деятель - художник, писатель, политик и т. д. Таким образом, политическими лидерами, согласно данной концепции, становятся люди, подавившие свое либидо, и компенсировавшие эту «потерю» активной лидерской деятельностью. Однако власть в их руках может приобрести извращенные, крайне деспотические и даже садистские формы: жестокое полновластие над другими людьми доставляет им особое наслаждение и заглушает преследующие их психосексуальные «комплексы». В заключение и здесь нельзя не оговориться, что рассмотренные теоретические обоснования лидерства в реальной жизни тесно переплетены да к тому же не исчерпывают всего многообразия путей человека к власти. Это подтверждает и нижеследующая типология политических лидеров. Типология лидеров. Формальные и неформальные лидеры
Социологи, психологи, политологи выделяют множество лидерских типов по самым различным признакам.
Так, по способу утверждения (установления) лидерства в малых группах и организациях различают лидеров формальных и неформальных. • Формальным лидером называют руководителя, «назначенного сверху» и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям. • Неформальное лидерство - то, которое сложилось естественно, как бы «само собой», в процессе личных взаимоотношений людей, на основе их доверия и симпатий к своему «избраннику». Традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры Следующий признак типологии лидеров близок к предыдущему. Однако здесь он рассматривается в масштабах не группы, а общества. Речь идет о способе легитимаиии власти лидера в обществе, т. е. о способе признания народом законности этой власти.
В частности, власть традиционных лидеров (вождей племен, религиозных лидеров, монархов и т.п.) узаконивается в силу вековых и ставших священными традиций. Этот тип лидерства был особенно характерен для доиндустриальных обществ. Рационально-легальные лидеры - это законно и демократически избранные руководители общества, получившие власть в результате обдуманного, сознательного (рационального) выбора людей. Такой лидерский тип присущ современным демократическим обществам. Наконец, харизматические лидеры - это, как говорится, лидеры по призванию, народные вожди «от бога», наделенные, по мнению масс, выдающимися способностями к руководству, особой мудростью, святостью, героизмом и т.п. Примерами таких лидеров могут служить Владимир Ленин в России, Ким Ир Сеч (1912-1994) в Северной Корее, Фидель Кастро (род. в 1927) на Кубе и др. Однако харизма и притягательность подобных руководителей складываются не только из их реальных способностей Подчас образ «богоизбранности» лидера создается его «свитой» и последователями, а затем «дорисовывается» и приукрашивается народной молвой. При этом может возникнуть культ чинности, т. е. предельно завышенная оценка качеств и роли лидера в обществе, своего рода идолопоклонничество. Такое возвеличивание вождей особенно характерно для тоталитарных обществ и многих государств Востока с патриархальной и подданнической политической культурой народных масс, верящих в «хорошего царя», всесильного «отца»-благодетеля и склонных к страху, покорности и угодничеству перед любым «начальством». Наиболее ярким примером культа личности являлся культ Иосифа Сталина в бывшем СССР, а также Ким Ир Сена и Фиделя Кастро. Харизма, кроме того, может обернуться для обладающего ею лидера и другой стороной Воодушевленный этой харизмой народ ждет от своего кумира скорых чудес, а их, как известно, в суровой и «упрямой» реальности не бывает. Поэтому, не дождавшись чуда, наивная и мало размышляющая часть публики очень быстро разочаровывается и бросается из одной крайности (безмерной любви) в другую - охлаждение и огульную ненависть к «ставшему плохим» лидеру. Не это ли произошло с последними советскими и российскими руководителями?.. Таким образом, если в основе традиционного лидерства лежит привычка людей к определенному типу власти, то рационально-легальное лидерство базируется на человеческом разуме, а харизматическое - на вере и эмоциях. При этом у каждого из этих трех типов лидерства есть свои плюсы и минусы и «свой» период в развитии общества. Например, харизматический вождь наиболее эффективен в кризисные моменты, когда нужно поднять массы на революционное обновление общества. В относительно спокойные времена, напротив, предпочтительнее рационально-легальное лидерство - для кропотливой работы по регулированию и постепенному совершенствованию общественной жизни, для проведения необходимых реформ. Лидеры авторитарные, либеральные и демократические Эти типы лидеров отличаются друг от друга по стилю руководства и управления.
Ключевые различия в стилях руководства и управления
Так, авторитарное лидерство предполагает единовластное и директивное (т. е. категорически приказное, не терпящее возражений) управление людьми. Лидер здесь сосредоточивает в своих руках почти все основные управленческие функции и не позволяет подчиненным выходить за жесткие рамки отведенных им ролей. Тщательно контролируя работу людей, он постоянно держит их под угрозой применения силы или других мер принуждения и наказания. В противоположность этому, либеральное руководство отличается тем, что организованность, дисциплина и порядок в обществе или группе пускаются на самотек. Либеральный лидер практически отстраняется от управления людьми, предоставляя им полную свободу действий (недаром этот стиль руководства иногда называют еще попустительским). Наконец, демократический лидер ориентируется на принципы коллегиального, коллективного руководства и управления. Он стремится вовлечь людей в совместную рациональную организацию общего дела на основе учета их интересов, мнений, инициатив и предоставления им определенной самостоятельности в действиях. Имидж и призвание лидеров Следующим критерием в классификации политических лидеров может служить их внешний образ (имидж) и призвание. Здесь важно социальное предназначение лидера, т е. характерные для него роль и ситуация, в которой он проявляет себя и привлекает людей в наибольшей степени.
Так, первый из четырех предлагаемых и, как всегда, условно-собирательных образов - лидер- знаменосец - эффективно действует как идейный вдохновитель и вождь широких масс. Второй - лидер-служитель - напротив, ориентирован прежде всего на обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников. Последние же, в свою очередь, поддерживают в народе образ служения всей данной группы интересам общества. Именно так было в «послехрущевско-догорбачевский» (19641985) застойный период истории СССР: руководящая верхушка компартии выдвигала послушных и «удобных» для себя больших и малых лидеров-ставленников, которые были верными проводниками в стране «ленинского курса» КПСС Лидер-торговец - фигура современная, рациональная, «рыночная». Он окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Лидер-пожарник лучше всего проявляет себя в чрезвычайных ситуациях (политические кризисы, социальные и международные конфликты, экономические потрясения и т. п.), а также в оперативном решении самых неотложных проблем. Психологическое поведение лидеров
Последний признак в нашей лидерской типологии - стиль психологического поведедения лидеров имя вождей. Так, одна из разработок политических психологов предлагает следующую классификацию политиков по этому признаку.
Названия стилей поведения даны здесь в основном в медицинских терминах, которые, однако, употреблены в переносном смысле и являются условными. Разумеется, приведенные в этой таблице примеры и типологические черты не носят абсолютного характера, могут взаимопереплетаться и быть иными. Скажем, более позднего Ленина отличал уже не шизоидный, а скорее параноидальный и отчасти демонстративный стиль поведения. А скажем, догматичность и бескомпромиссность «отличника» вполне могут быть присущи как «хозяину», так и «соратнику». Что такое политический популизм В погоне за высоким рейтингом и популярностью, т. е. широкой известностью, признанием и народной любовью, многие политики в той или иной степени «грешат» популизмом. Популизм - это своеобразное саморекламное заигрывание с людьми с целью завоевания их симпатий. Можно выделить пять главных черт, наиболее характерных для лидера популистского толка: - спекулирует на недостатках и проблемах общества; - подчеркивает свою непричастность к их возникновению; - беспощадно бичует своих соперников; - говорит что делать, но не говорит как; - раздает заведомо невыполнимые обещания. Прежде всего популист стремится показать, что он знает и озабочен «страданиями людей» и что он немедленно улучшит их жизнь, как только получит власть. Умея, как правило, складно и красиво говорить, популист подхватывает у людей самые животрепещущие проблемы, «вскрывает» всем известные и всегда существующие в обществе противоречия и недостатки и во всех бедах обвиняет своих соперников. Потоки «правильных» слов льются из него как из рога изобилия. Но если вслушаться, то в основном это пустая риторика. Расчет здесь на невысокую политическую культуру определенной части населения. Используя это, популист предлагает простые решения сложных вопросов и выдвигает привлекательные, но часто неосуществимые, лицемерные или уже доказавшие свою несостоятельность лозунги. При этом он охотно говорит что нужно сделать, но всячески избегает сказать как добиться желаемого.
Контрольные вопросы и задания
1. По результатам одного очень представительного исследования элиты, проведенного в семи развитых странах Запада, выявилась следующая картина: 1) 80% членов парламента и 96% государственных должностных лиц имеют университетское образование, в то время как доля людей с университетским образованием в населении этих стран составляет 8%; 2) выходцы из среды рабочего класса составляют только 7% должностных лиц и 20% членов парламента; 3) женщины в элите составляют лишь 7%; 4) 60% представителей элиты происходят из семей, связанных с политикой. О чем, как вы думаете, говорят эти цифры: о нарастающем социальном разрыве между народом и их лидерами или о серьезном отношении к отбору элит на Западе? 2. Что такое "номенклатурная элита", ее особенности? 3. Что представляет собой постсоветская элита? 4. Кто является создателем концепции трех форм господства (лидерства) — традиционного, харизматического и легального? а) Платон, б) Ж. Ж. Руссо, в) М. Вебер, г) Г. Алмонд. 5. На чем основывал свою классификацию лидеров М. Вебер? Насколько она отвечает современным условиям в развитых странах? 6. Может ли легально-рациональный лидер быть одновременно харизматическим? 7. Что такое "политический стиль", каковы его типы? 8. Какой тип лидера нужен России сегодня? 9. Каковы функции политического лидера? Какие из них вы считаете более, а какие менее важными? 10. Какие типы лидерств имели место в российской истории? 11. С чем была связана потребность в харизматическом лидере в России на протяжении ее истории? 12. В чем состоит особенность такой разновидности лидерства как вождизм? 13. Кто сформулировал следующие правила эффективного политического лидерства, каково отношение к ним сегодня? 1) При управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать... Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения. 2) Государи, когда дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими. 3) Заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно. 4) Существует два способа действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — способ диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. 5) Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. 6) Предусмотрительный государь не должен. исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным. 7) Государи должны обладать великим искусством притворства и одурачивания. человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману. 8) Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам. 14. Чем определяется культ личности политического лидера? 15. Каковы характерные черты типов лидерства: 1) традиционного, 2) харизматического, 3) рационально-легального? а) деятельность в рамках установленных норм и институтов, б) ориентация на сложившиеся правила и обычаи, в) стремление к великим целям, г) ориентация на рациональные цели, д) ориентация на радикальные изменения существующей социальной и политической системы, е) ориентация на сохранение существующих в обществе отношений, ж) ориентация на сохранение законности и порядка. 16. Тест. Лидер Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его на бланке ключа. 1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да б) нет 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да б) нет 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да б) нет 4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей? а) да б) нет 5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал? а) да б) нет 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да б) нет 7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»? а) да б) нет 8. Испытываете ли вы настоятельную потребность в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность? а) да б) нет 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми? а) да б) нет 10. Вам нравится, когда окружающие побаиваются вас? а) да б) нет 11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять за столом место, позволяющее вам легко контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание? а) да б) нет 12. Вы уверены, что всегда производите впечатление импозантного человека? а) да б) нет 13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да б) нет 14. Вы теряетесь, если люди не соглашаются с вашим мнением? а) да б) нет 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.д.) групп? а) да б) нет 16. Как вы поступите в случае, когда мероприятие, организацией которого вы занимались, не удается: а) радуюсь, если ответственность возложат на кого-то другого б) беру всю ответственность за решение, которое было принято, на себя 17. Какое из двух мнений приближается к вашему собственному? а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах б) настоящий руководитель должен уметь управлять 18. С кем вы предпочитаете работать? а) с людьми покорными б) с людьми строптивыми 19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий? а) да б) нет 20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да б) нет 21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен? а) да б) нет 22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение: а) вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе б) вы просто полагаетесь на решение других 23. «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Что бы предпочли вы: а) быть первым в деревне б) быть вторым в городе 24. Считаете ли вы себя человеком, способным влиять на других людей? а) да б) нет 25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы? а) да б) нет 26. Кто, с вашей точки зрения, является истинным лидером группы: а) самый компетентный б) тот, у кого самый сильный характер 27. Всегда ли Вы стараетесь понять (оценить) людей? а) да б) нет 28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас? а) да б) нет 29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более предпочтительным: а) тот, который все решает сам б) тот, который постоянно советуется 30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее эффективным для хорошей работы предприятия? а) коллегиальный тип б) авторитарный тип 31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют? а) да б) нет 32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу? а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезу б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд 33. Если на рабочем совещании ваше мнение не совпадает с мнением других, но вы уверены в своей правоте, как вы поведете себя? а) буду молчать б) буду отстаивать свою точку зрения 34. Считают ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела? а) да б) нет 35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги? а) да б) нет 36. Что для вас предпочтительнее? а) работать под руководством хорошего руководителя
б) работать независимо 37. «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов». Что вы думаете на этот счет? а) это верно; б) это неверно. 38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц? а) да б) нет 39. Как вы оцениваете свои организаторские способности? а) выше средних б) ниже средних 40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями? а) теряюсь б) действую активнее 41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их заслуживают? а) да б) нет 42. Справляется ли ваша нервная система с напряженным ритмом жизни? а) да б) нет 43. Как вы будете действовать, если окажетесь перед необходимостью реорганизации? а) без промедления, решительно б) не спеша, тщательно продумав 44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника? а) да б) нет 45. Согласны ли вы с тем, что для того, «чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да б) нет 46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать нечто выдающееся? а) да б) нет 47. Кем вам хотелось стать в молодости? а) известным художником, композитором, поэтом и т.д. б) руководителем коллектива 48. Какую музыку вы предпочитаете слушать? а) торжественную, могучую б) тихую, лирическую 49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными персонами? а) да б) нет 50. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у вас? а) да
б) нет
Ключ к тесту
Результат: Подсчитайте количество набранных баллов. При ответе на вопрос вы получаете балл только за вариант «а» в колонке. Степень выраженности лидерства: 0—25 баллов: лидерство выражено слабо; 26—35 баллов: средняя выраженность лидерства; 36—40 баллов: лидерство выражено в силовой степени; свыше 40 баллов: склонность к диктату.
Словарь
Группы давления — общественные объединения, активно добивающиеся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Лоббизм — представление чьих-либо политических или экономических интересов в органах государственной власти. Политическая элита — относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию и отражение в политических установках интересы различных слоев общества и создание механизма воплощения политического замысла. Политический лидер — авторитетный член организации или группы, наделенный способностью возглавить массы, мобилизовать их, повести за собой. Лидерство — один из механизмов групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера. Популизм — своеобразное, саморекламное заигрывание с людьми с целью завоевания их симпатий. Компульсия — навязчивое влечение. Паранойя — психическое заболевание, сопровождающееся тяжелыми бредовыми переживаниями. Нарциссизм — самовлюбленность, самолюбование. Харизматический — исключительно одаренный человек, способный убеждать и привлекать к себе других людей. Государственный деятель — личность, причастная к управлению страной, но не связанная с политической партией Нотабль — человек, собирающий в определенном круге подавляющее число голосов избирателей, что позволяет ему выдвинуться в первые ряды политиков. Депрессия — подавленное, угнетенное психическое состояние. Шизоид — склад личности человека, отстраненного от внешнего мира и погруженного в себя и в абстрактные размышления.
|
|