|
5.6.4. Программы компьютерного контроля и тестирования
Значительную роль при организации обучения на основе любой образовательной технологии имеет контроль полученного уровня знаний и оценка практических умений. В процессе обучения процедура контроля выполняет не только функцию констатации факта знает-не знает, но, в первую очередь, функцию управления процессом обучения для выработки необходимой коррекции учебного процесса с целью получения качественного уровня подготовленности обучающегося. Компьютерный контроль (КК) Знаний, умений, навыков, различий, другое) - процедура проведения педагогических измерений для установления соответствия уровня знаний и качества выполнения конкретного задания/операции запланированной модели знаний с целью управления процессом усвоения материала/подготовки в обучающих системах. Эффективность компьютерного контроля зависит от гибкости и разнообразия созданных контролирующих материалов, способов их использования и степени адаптивности созданной системы к особенностям и уровню подготовленности обучающегося, а также от возможности системы распознавать ответы или действия обучающегося при выполнении тестовых заданий. Система программно-технических средств, обеспечивающая проведение процедуры компьютерного контроля знаний, может быть рекомендована в качестве самостоятельной или встроенной в другие системы обучения, использующие интерактивный режим работы субъектов образовательного процесса. Компьютерное тестирование (КТ) - аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать соответствие личностной и экспертной модели знаний с использованием компьютера и специально организованных тестов. Мы будем говорить о компьютерном тестировании как разновидности технологии компьютерного контроля знаний. Главная цель тестирования - обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия в количественной форме. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий, в равных для всех испытуемых условиях. Тест - это инструмент, состоящий из статистически выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры тестирования и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в результате систематического обучения. Применение компьютерного тестирования знаний обучающихся является технологической основой получения объективной, независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков). Анализ результатов компьютерного тестирования уровня подготовленности обучающегося позволяет выработать рекомендации прогностического характера по совершенствованию преподавания учебных дисциплин. Рассмотрим основные признаки, которыми должен обладать современный программный комплекс тестирования: 1) свойство универсальности заключается в абстрагировании от содержания, уровня сложности, тематики, типа и предметной направленности отдельных тестовых заданий. подобная стандартизация позволяет не прибегать для создания каждого очередного теста и обработки его результатов к услугам программистов, а, освоив определенную систему, наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов; 2) свойство модульности обеспечивается наличием независимых, но взаимосвязанных компонентов (подсистем): создания теста, мониторинга результатов, проведения тестирования; 3) свойство централизованности Данные в контролирующей системе должны храниться централизованно на удаленном сервере. доступ к данным осуществляется через локальную сеть; 4) свойство защищенности. Контролирующая система должна разграничивать права пользователей по типичным ролям для предотвращения доступа тестируемых к правильным ответам теста и т.п.; 5) свойство адаптивности. Контролирующая система может обладать возможностью настройки на проведение диагностирования с применением различных моделей диагностики для получения результатов, определённых ведущей идеей диагностирования, например, применение адаптивной модели тестирования; 6) автоматическая обработка результатов теста. В контролирующей системе должна проводиться математическая обработка результатов тестирования, в частности, расчет трудности заданий теста. Требования к системам тестирования: 1) интуитивно понятный пользовательский интерфейс; 2) обеспечение возможности ввода разнообразных форм ответов; 3) унифицированность формата подготовки тестовых материалов; данных; 4) простота подготовки тестовых материалов; 5) режимы работы тестовой системы: локально независимый; сетевой; 6) статистическая обработка и сохранение результатов работы пользователей; 7) предоставление пользователю возможности отсроченного рассмотрения результатов работы в системе; 8) другие возможности. Рассмотрим некоторые системы тестирования. Рассмотрение ряда программ тестирования позволит пользователю оценить, выбрать и применить готовые программные средства в качестве инструмента для создания тестов, как в качестве самостоятельного блока, так и включением, например, в структуру электронного гиперссылочного учебного пособия или интерактивного задачника для обеспечения процедур самоконтроля или тестирования разного уровня. Hot Potatoes - набор программ, предоставляющих преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для самоконтроля учащихся. С помощью программ можно создать различные типы упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этих программ является то, что созданные задания и тесты сохраняются в стандартном формате веб-страницы и для использования этих заданий и тестов необходим только браузер, например, Internet Explorer. Этот набор программ используется очень широко во всем мире, созданные задания и тесты легко встраиваются в систему дистанционного обучения Moodle. Программа разработана в 1997-2007 г.г. в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории, Канада http://web.uvic.ca/hcmc . Состав программы Hot Potatoes В состав Hot Potatoes входят 5 программ для составления заданий и тестов разных видов: - JQuiz - Викторина - вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий). - JCloze - Заполнение пропусков. - JMatch - Установление соответствий (3 типа заданий). - JCross - Кроссворд. - JMix - Восстановление последовательности. Все задания и тесты выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Возможно снабжение ошибочного ответа комментарием. Шестая программа The Masher, входящая в набор, позволяет объединять созданные задания и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы. Всю информацию о программе Hot Potatoes можно найти на сайте http://hotpotatoes.ru/ . АИССТ - автоматизированная интерактивная сетевая система тестирования, обеспечивает одновременное массовое тестирование студентов, формирует базы данных по результатам проведенных сеансов тестирования, обладает широкими возможностями и гибким алгоритмом оценки результатов подготовленности. Основные возможности программы: Система АИССТ предназначена для проведения процедуры компьютерного сетевого тестирования и обеспечивает выполнение работ: - создание и оформление тестовых заданий с различными типами ответов: альтернативный, выбор одного ответа из нескольких, выбор нескольких ответов из многих, графический выбор ответа, ответ свободной конструкции, сложный ответ с возможностью свободного перемещения слов (смысловых зон) в ответе; - редактирование ранее созданных тестовых заданий (текста и ответов); - обеспечение конвертирования форматов данных, например, оформление тестовых заданий, созданных в простом редакторе Блокнот (WordPad) в виде текстового файла; - проверка правильности оформления ответов и корректности постановки задания; - создание журнала результатов тестирования (ведомости сеанса тестирования, статистических данных по результатам проведенных сеансов тестирования, анализ работы отдельного испытуемого и всей группы в целом); - проведение процедуры сетевого тестирования. Система АИССТ предоставляет субъектам образовательного процесса следующие возможности: педагогу - создание и различные виды работ с базами данных тестовых заданий по разным дисциплинам и темам; - создание и управление логическими базами данных для проведения контрольных занятий по любым темам одной или различных дисциплин; - использование различных моделей оформления тестового задания и ответа; - предоставление возможности оформление правильного ответа в разных формах: свободным текстом, формулой, набором ключевых слов - вариантность ответа; - создание и настройка контрольных курсов; - использование различных методик проведения контроля и анализа его результатов; - настройка параметров контроля для каждого студента или же использование предварительных общих установок; - назначение даты, времени прохождения, количества попыток и места прохождения контроля; - ведение подробной статистики работы системы и возможность настройки детализации регистрируемых событий; - различные выборки по результатам пройденного контроля; - графическое представление собранных и обработанных статистических данных по проведенным контрольным занятиям; - построение диаграмм: персонального прохождения сеанса тестирования каждого обучающегося; распределения результатов компьютерного тестирования группы обучающихся; карты решаемости заданий; карта коэффициента освоения дидактических единиц (ДЕ) контролируемой дисциплины; график освоения дисциплины на основе результатов освоения различных ДЕ; - сбор статистики для анализа качества, выбраковки тестовых заданий и создания качественных тестов; студенту - пропуск вопросов с последующим возвратом к ним для ответа; - использование пауз во время прохождения контроля; - обращение к процедуре апелляции результатов контроля по требованию, с восстановлением ответа обучающегося и возможностью обсуждения ответа в интерактивном режиме с предоставлением права преподавателю корректировки результата тестирования; администратору системы - разграничение прав администрирования учетных записей групп обучающихся и преподавателей; - создания демонстрационных пользователей со специфичными правами; - настраиваемая политика безопасности; - и другие. Система многоуровневого автоматизированного контроля АИССТ разработана по алгоритму автора. АИССТ используется в качестве компонента информационно-аналитической системы Оренбургского государственного университета (ИАС ОГУ) для оценки качества подготовки студентов, имеет сайт - http://aist.osu.ru, система АИССТ зарегистрировна Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, свидетельство № 2011610456 от 11.01.2011. Айрен - это программа свободного распространения, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию. При сетевом тестировании преподаватель видит на своем компьютере подробные сведения об учебных достижениях каждого обучающегося. По окончании работы эти данные сохраняются в архиве для дальнейшего просмотра и анализа с помощью встроенных в программу средств. В программе Айрен можно создать свою шкалу оценивания результатов и настроить режим тестирования. Программа может быть встроена в создаваемое учебное пособие. На сайте программы представлено пошаговое руководство настройки, что значительно облегчает работу пользователя. EasyQuizzy - программа свободного распространения. Программа позволяет создавать компьютерные тесты для проверки знаний и проводить сеансы тестирования. Программа задает пользователю вопросы и выставляет оценку на основе заданной шкалы баллов. Создаваемый тест представляет собой независимый исполняемый файл, который может быть активизирован на любом компьютере под управлением ОС класса Windows. Возможности программы: - простота развертывания тестирования; - создаваемые тесты - независимые исполняемые файлы, запускающиеся на любом компьютере под управлением MS Windows без какой-либо предварительной настройки. Достаточно скопировать файлы тестов на компьютеры учащихся и все готово к тестированию; - доступны три типа вопросов теста: одиночный выбор ответа из заготовленного списка вариантов; множественный выбор из списка и свободный ввод ответа с клавиатуры. В одном тесте можно произвольно совмещать вопросы разных типов. - удобное создание вопросов и ответов; - редактор теста позволяет вставлять в текст вопроса и вариантов ответа любые картинки, специальные символы и математические формулы; - изменяемая последовательность вопросов и ответов; - регулирование времени тестирования; - можно задать свою систему оценивания; - возможность конвертирования созданных тестов; - поддерживается экспорт/импорт тестов в универсальный формат XML, доступный для считывания другими приложениями, доступен импорт тестов из бесплатных систем тестирования Test-W и Test-W2; - реализовано настраивание параметров тестирования; - предоставляется возможность формирования и печати полного отчета по тестированию. Материалы по программе представлены: http://easyquizzy.ru/blog/2011/ .http ://easyquizzy.ru/download/easyQuizzy-2. 0 -installer. exe. «Конструктор тестов» Универсальная система проверки знаний. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики. Любые данные можно распечатать на принтере. На одном компьютере тестирование могут проходить независимо несколько человек, входя в программу под своими именами. Программа проста в использовании, имеет удобный и понятный русский интерфейс. «Конструктор тестов» состоит из трех частей:
1. «Конструктор тестов. Редактор» - предназначен для заполнения и редактирования базы данных, а так же для различных настроек «Конструктора тестов».
2. «Конструктор тестов. Тренажер» - предназначен для проведения тестирования по тем темам и вопросам, которые были занесены в базу данных при помощи «Редактора».
3. «Конструктор тестов. Администратор результатов» - предназначен для анализа результатов, полученных в процессе тестирования в программе «Конструктор тестов. Тренажер».
Возможности: - использование неограниченного числа тем, вопросов и ответов; - вопросы разных типов, в том числе и мультимедийные; - поддержка следующих типов ответов: выбор одного из многих; множественный выбор; на соответствие; ввод с клавиатуры; - подача вопросов в произвольном порядке; - весовые коэффициенты вопросов и ответов; - возможность пропуска вопросов и возвращение к пропущенным вопросам; - возможность проведения тестирования на одном компьютере несколькими пользователями; - возможность ограничения по времени и прерывания тестирования; - настаиваемая шкала оценивания; - установка разных прав доступа к редактированию базы данных в «Редакторе»; - копирование тем и вопросов целиком или выборочно из одной темы в другую; - настраиваемый интерфейс; - обновление материалов через Интернет. Мы рассмотрели лишь небольшое количество программ компьютерного тестирования, которые доступны для использования по сети Интернет. Рассмотренные программы, безусловно, не исчерпывают всего многообразия программ этого класса.
|
|