|
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Любая инновация идет непростым путем, испытывая взлеты и падения, радости успехов и горечь неудач. Компьютерные технологии обучения имеют в своей очень короткой, но динамично развивающейся истории свой путь развития. С дальнейшим развитием информационного общества постоянно будет актуальна потребность новых подходов, средств и методов обучения, разработка новых педагогических условий для: обеспечения учебного процесса в любом образовательном учреждении; непрерывного повышения квалификации и получения современного образования специалистами любого профиля; самообразования и повышения культурно-образовательного уровня человека. Результаты научных исследований показывают, что компьютерные технологии обучения предоставляют возможности всем - ученику и учителю, студенту и преподавателю любого образовательного учреждения, просто специалисту или любому желающему создавать для себя и окружающих такие условия становления и развития, которые обеспечат высокий уровень образования, если будет обращено внимание на следующие истины: - человек сам в ответе за свой уровень образования и от его желания, интересов и стремлений зависит качество его подготовки и качество жизни; - уровень успеха в совершенствовании образовательного процесса на основе любых инноваций зависит от уровня готовности педагога понимать суть инноваций и уметь их применять как для повышения своего профессионального мастерства, так и для повышения успехов в обучении своих учеников; - возможности компьютерных технологий обучения позволяют при первых двух условиях не только повысить собственный уровень образования, но и уровень развития и жизни страны в целом. Прогнозировать направления дальнейшего развития использования средств ИКТ в образовании на большой отрезок времени вперед сложно, поскольку очень динамична сама область развития информационных и коммуникационных технологий, постоянно растет потребность ученых и педагогов в поиске нового в технологиях создания новых средств обучения на базе ИКТ, видении их использования. Для ближайшего времени нам представляется важным отметить, что активные усилия педагогов в поиске новых технологий обучения, формировании новой парадигмы образования на базе компетентностного подхода и требований ФГОС ВПО 3 поколения должны отражать потребности личности в своем развитии, которые по исследованиям, проведенным автором, ранжируются в следующей последовательности. Потребность в новых знаниях Выделенный на первое место в группе личностно-мотивационных критериев критерий потребности в новых знаниях подтверждает ранее выделенный самим обучающимся принцип заинтересованности в обучении. Компью-терные технологии обучения, строящиеся на базе новых инструментов, позволяют значительно усилить продуктивность мыслительной деятельности, предоставляют возможности расширения информационного поля для поиска и приобретения новых знаний. Выход в другие информационные среды стимулирует поиск нового об изучаемом предмете и расширение кругозора в интересующей области знаний. Успешность обучения Результативность обучения, успехи в достижении поставленных учебных целей являются мощным стимулом в обучении. Независимость, индивидуальность обучения в компьютерной среде, снятие ограничения времени и возможность свободного доступа к информации в компьютерной среде обучения, - все это стимулирует достижение успехов в обучении. Как показывает анализ анкет обучающихся, критерий успешности обучения является важным фактором применения новых сред и средств обучения. Академическая мобильность Традиционные технологии обучения имеют определенные рамки, ограничивающие получение образования по другим программам, в других вузах. Компьютерные технологии взаимодействия и обучения снимают ограничение места, времени и вида обучения, что очень важно в условиях развития современного информационного общества, является мощным стимулом расширения образования и формирования потребности непрерывного повышения как культурно-образовательного уровня, так и непрерывного повышения квалификации и получения новой специализации, нового уровня образования. Развитие конкурентоспособности В условиях современных рыночных отношений при подготовке специалиста очень важно сформировать и развивать такое качество как конкурентоспособность. К составляющим этого важного профессионального качества можно отнести получение необходимого уровня знаний, умение его непрерывно обновлять, формирование таких качеств личности, которые способствуют общению, умению вести аргументировано диалог, смелость брать на себя ответственность за принятые решения. Сформированная потребность самостоятельного приобретения и применения знаний должна стать жизненной необходимостью современного человека в непрерывном повышении культурного и образовательного уровня. В решении этой потребности огромное значение имеют компьютерные технологии обучения. Стремление и умение поиска новой информации, ее анализа, умение своевременно применять новое для выполнения необходимой задачи невозможно без применения современных информационных технологий, без подготовки специалиста на базе ИКТ, способного к быстрому переучиванию, активизации ранее полученных знаний, формированию новых знаний. Отмеченные факторы составляют основу формирования и развития конкурентоспособности специалиста при подготовке в образовательном учреждении. Потребность в общении Потребность в общении - один из факторов развития личности. Общение в образовательном процессе - необходимое условие успешности обучения. Многие оппоненты компьютерных технологий обучения в качестве негативной черты компьютерных технологий обучения выделяют именно ограниченность, затрудненность в личностном общении субъектов образовательного процесса. Так ли это? Насколько правомерны такие нарекания? Так ли все благополучно с вопросами организации общения в традиционных технологиях обучения? Какие возможности несут компьютерные технологии обучения в формировании и развитии этой потребности? Да, общение в компьютерной среде, в основном опосредованно, но при разработке программ, имеющих блок апелляции, с помощью которого можно включать в работу программы педагога, в определенной степени это ограничение снимается. Анализ видов деятельности, которые ведут в компьютерных средах обучающиеся, показывает, что именно возможность неограниченного общения с помощью современных компьютерных средств коммуникации особенно привлекает молодежь. Возможность высказывания своей точки зрения, возможность передачи в обучающей программе своего варианта решения учебной задачи, пусть даже неверного, но которое будет принято системой к анализу, - это очень важный фактор эффективной организации учебного процесса. Кроме того, именно компьютерные среды снимают ограничение на возможность общения с любыми специалистами и обучающимися других образовательных учреждений и групп. Главным при общении в опосредованной компьютерной среде становится формирование культуры ведения диалога, корректности и толерантности. Формирование профессиональной самостоятельности Формирование профессиональной самостоятельности - очень важный вопрос при подготовке специалиста в образовательном учреждении. Возможности компьютерных технологий обучения в вопросах формирования профессиональной самостоятельности очень велики: использование компьютерных обучающих игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения, формирование умения принимать правильное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (компьютерное моделирование, например); формирование информационной культуры, умения осуществлять поиск, анализ и обработку информации; развитие разного типа мышления - наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического; развитие коммуникативных способностей, другое. Самоутверждение Самоутверждение с помощью компьютерной среды обучения основано на принципе личной ответственности обучающегося за свой уровень образования. Основу образовательного процесса компьютерных технологий обучения составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Сформированная потребность самостоятельного приобретения и применения знаний должна стать жизненной необходимостью современного человека в непрерывном повышении культурного и образовательного уровня. Определяющими индивидуальными качествами обучающихся, использующих компьютерные технологии обучения, должны стать: самоуважение; целеустремленность; способность к самоконтролю и самостоятельной познавательной деятельности. Новые виды деятельности Принцип поисковой активности деятельности обучающегося обеспечивает важное условие развития личности. Одной из важных потребностей развития личности является потребность в новой более сложной деятельности и личностно-значимых результатах этой деятельности. Поиск информации, приобретение новых знаний формирует поведение человека при достижении поставленных целей. Моделирование процессов и явлений значительно обогащает образовательный процесс с помощью компьютерных технологий и формирует новые виды деятельности - построение моделей и работа с ними. Другим важным новым видом деятельности при обучении в компьютерных средах является формирование навыков опосредованного общения и выполнения проектных работ с участием в распределенных группах исполнителей проектов, оформление различных презентаций, сетевое компьютерное проектирование и оформительское творчество. Новые виды деятельности, выполняемые в компьютерных средах, позволяют формировать навыки самостоятельной работы обучающихся и направлены на решение главной задачи педагогики - научить учиться. Изменение типа и форм общения Компьютерные средства обучения можно рассматривать как особую среду организации мыслительной деятельности субъектов образовательного процесса. При обучении в компьютерных средах существенно изменяется характер взаимодействия субъектов, изменяются формы общения субъектов образовательного процесса, обучение превращаяется в деловое сотрудничество, а это существенно изменяет мотивацию обучения, приводит к изменению форм итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ, другое), повышает индивидуальность обучения. Метод компьютерного обучения позволяет создавать организационное и методическое обеспечение управления познавательной деятельностью обучающегося, повысить эффективность самостоятельной работы обучающегося и качество самообразования. Следует отметить, что компьютерная среда становится квазисубъектом образовательного процесса. Как видим, потребности, предъявляемые к использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании, большие. Для более полной их реализации необходимо непрерывно анализировать достижения и ошибки прошедшего периода становления обучения на базе ИКТ, активизировать и совершенствовать подходы и методы достижения ранее поставленных и нереализованных целей, выдвинуть новые цели и подходы к решению задач. Предлагаем рассмотреть основные перспективные направления разработок и использования средств ИКТ.
|
|