|
ГЛОССАРИЙ
Аббревиатура - слово, образованное из первых букв слов, входящих в какое-либо словосочетание, из начальных слогов двух или более слов, или из начала одного слова с другим словом словосочетания; условное сокращение слов или слова. Активный метод» - усиленно действующий способ продвижения к истине или намеченной дидактической цели, связанной с профессиональной подготовкой будущих специалистов. Внедрение - введение экспериментально проверенного опытного образца и научно-методического сопровождения к нему в образовательную практику, подготовка участников процесса обучения, психолого-педагогическое сопровождение. Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек. График - чертеж, изображающий с помощью кривых количественные показатели развития, состояния объекта, явления и процесса: изображение линиями свойств и законов явлений во всех тех случаях, когда таковые могут быть определены числами.. Действия - осуществление своих функций; произвольная, преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели; процесс, направленный на достижение цели; совокупность операций подчиненных цели. Диаграмма - графическое изображение соотношений каких-либо величин. Дидактические тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися. Игра - форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. Инновации - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Коллоквиум - одна из форм учебных занятий, беседы педагога с обучающимися для выяснения знаний. Kомпетентность - осведомленность специалиста об условиях и технологиях решения возникающих профессиональных проблем, а также умение реализовать свои знания в своей области деятельности. Контроль обучения - составная часть, компонент процесса обучения, органически связанный с изучением программного учебного материала его осмыслением, закреплением и применением, формирование навыков и умений; педагогическая диагностика. Лабораторное занятие - один из видов самостоятельной работы студентов, интегрирующий теоретические знания, умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Методический - точно следующий установленному плану; строго последовательный. Методические приемы - система точно следующих установленному плану взаимосвязанных способов и действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования по данной области знаний; Методика - совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо. Методика профессионального обучения - педагогический инструментарий, предназначенный для управления процессом усвоения системных профессиональных знаний в данной области деятельности на основе совместного эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся с учетом их возрастных особенностей, умственных возможностей, а также технического, психолого-педагогического и эргономического обеспечения. Методическая деятельность педагога - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделированию, проектированию, конструированию, прогнозированию и внедрению педагогически полезного дидактического обеспечения процесса обучения в образовательную практику, позволяющего осуществлять координацию обучающей и учебной деятельности по отдельной дисциплине или циклу дисциплин. Методический принцип - конкретизированное выражение специальных требований к преподаванию, детерминирующих конкретные методы учебной работы обучающихся на занятии по конкретной дисциплине. Методическая разработка - документ, представленный в форме методического издания и содержащий конкретные материалы в помощь педагогу. Содержит примерное планирование содержательной учебной информации по определенному курсу на полугодие, год, а также конкретные педагогические сценарии занятий. Помогает педагогу лучше понять теоретические и практические возможности, заложенные в учебниках и методических пособиях. Методические рекомендации - документ, представленный в форме методического издания и содержащий комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и организационных форм обучения и воспитания. Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также интенсивность педагогической работы педагога. Модуль - логически завершенная часть содержательной учебной информации, усвоение которой обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков обучающихся. Образование - процесс овладения обучающимися системой научных знаний умений и навыков в определенной области науки, результат которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом. Обучение - целенаправленное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающихся, основанное на совместной деятельности по достижению государственных целей образования. Обученность - достигнутый уровень усвоения знаний, умений и навыков, развития психических процессов, качеств личности. Организационная форма обучения - относительно устойчивая структура эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников обучения, содержательное наполнение которой зависит от целей, специфики содержательной учебной информации, методов и условий обучения. Педагогическое конструирование - детализация созданного проекта педагогического сценария учебного занятия, приближающая его к реализации в конкретных социокультурных и педагогических условиях. Педагогическое моделирование - разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса, ситуации или сценария и основных путей их реализации. Педагогическое проектирование - предварительное составление проекта предстоящей эмоционально-интеллектуальной деятельности участников педагогического процесса на основе учета современных достижений в области педагогики, дидактики, методики, психологии, информатики и других наук, а также особенностей среды и условий его реализации. Педагогическая технология - комплексная интегративная система, включающая иерархизированную и упорядоченную систему операций и действий, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата (требования государственного образовательного стандарта), обеспечивает педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучающихся, заданных целями обучения. Прием - способ действий при выполнении, осуществлении чего-либо. Приемы умственной деятельности - способы, с помощью которых она выполняется, и которые могут быть объективно выражены в перечне определенных интеллектуальных действий. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений; единица мышления. Любое исследование осуществляется человеком как формирование понятий и их связей. Полезность информации - оптимальное удовлетворение определенным требованиям информационных запросов потребителей при принятии ими решений в конкретных условиях, в том числе и в системе образования. Правила обучения - простейшие методические структуры, содержащие в кратком виде указания на ряд необходимых операций по достижению тех или иных целей обучения. Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки. Проблемное обучение - это такое изучение содержательной учебной информации по той или иной области знаний, которая вызывает в сознании обучающегося познавательные задачи и проблемы, напоминающие научный поиск. Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Развитие - объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, духовных сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Рефлексия - целенаправленный самоанализ результатов преподавания и учения по конкретной учебной дисциплине и прогноз их совершенствования (выбор оптимальных методов, средств и организационных форм управления процессом профессионального обучения; подбора, структурирования и представления разных видов содержательной учебной информации; выбор диагностического инструментария и т.д.). Семинар - один из основных видов учебных занятий, состоящий в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством педагога или самостоятельно. Системой качеств знаний - совокупность взаимодействующих качественных характеристик, представляющих собой целостное образование, спроектированных для достижения целей развития личности обучающегося, обеспечения раскрытия его творческого потенциала. Система понятий - совокупность взаимосвязанных дефиниций, принадлежащих всей методике профессионального обучения конкретным учебным дисциплинам. Способ - действие или система действий, которые применяются при исполнении какой-либо работы; прием осуществления чего-либо. Средства обучения - материальный или идеальный объект, который “помещен” между педагогом и обучающимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта учебно-познавательной и практической деятельности. Структурно-логические схемы - граф, ребра которого изображены в виде стрелок, их направление указывает на логику объяснения педагогом содержания учебной информации с указанием методических приемов ее восприятия и применения. Схема - изложение, описание чего-либо в самых общих, основных чертах, без деталей и подробностей. Каждая схема выполняет определенную функцию в изучении учебной дисциплины. Таблица - перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам. Термин - слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие. Система терминов - совокупность терминов, связанных отношением упорядоченной номинации с системой понятий. Терминологический аппарат методики профессионального обучения - совокупность терминов и лексических средств, используемых для определения системы понятий теории и практики воспитания, обучения и развития специалистов различного профиля в конкретной области профессиональной деятельности. Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Чертеж - условное графическое изображение чего-либо на бумаге. В обучении он обеспечивает декомпозицию отображаемого объекта и на определенных этапах процесса обучения дает разные срезы информации об объекте изучения.
|
|