Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



9.2. Условия реализации инноваций в образовании

  Особое место при проектировании, конструировании и внедрении инноваций в учебное заведение отводится условиям.
  Условия как философская категория выражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может [1]. Следовательно, условие - это внешнее относительно предмета многообразие объективного мира. Условия составляют ту среду, в которой возникает, существует и развивается то или иное явление или процесс, без которых они не могут существовать; то, от чего зависит другое.
  Различают необходимые и достаточные условия. «Необходимые условия - это те условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие; достаточные условия - это те условия, которые непременно вызывают данное действие» [1; 13; 14 и др.]. Исследования показывают, что при проектировании и внедрении инноваций необходимо сосредоточить внимание на правовых, программно-технических, организационных, педагогических, маркетинговых, эргономических, кадровых и психологических условиях (см. рис.31).

Рис. 31. Условия внедрения инноваций в образовательном учреждении

Рис. 31. Условия внедрения инноваций в образовательном учреждении

  Инновационная деятельность, не будучи формализуемым процессом, требует учета человеческого фактора, в частности, преодоления социально­психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность включены различные социальные группы (разработчики, потребители и др.), каждая из которых имеет собственные мотивы, интересы, задачи и цели.
  Члены этих групп могут иметь свои представления, ожидания (экспектация) и эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями реализации инновации. Преодолению социально­психологических барьеров инновационной деятельности способствуют: а) учет установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения ее участников; б) применение социально-психологических методов активного обучения работников для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в работе [9]; в) мотивация специалистов для работы в условиях проектирования и широкого внедрения инноваций в процесс обучения.
  Таким образом, качество осуществления инновационных процессов в вузе определяется закономерностями его функционирования, принципами и условиями реализации инноваций, личным подходом участников к этому процессу и зависит от разработки механизма кооперирования по проектированию и созданию современных инноваций.


 
© www.txtb.ru