|
8.4. Рейтинговый контроль при модульном обучении
В работах [10; 11 и др.] особо рассматривается контроль в модульнорейтинговом обучении, которое широко используется в высшей школе. Контрольные задания могут быть содержательными, деятельностными и смешанными. При содержательном выделяют знания трех уровней: критический, достаточный и оптимальный. Проверяются научные знания и виды деятельности по их использованию. Если контрольные задания построены по деятельностному принципу, то предусматриваются количественные оценки уровня сформированности умений, позволяющих выполнить конкретную деятельность в целом, входящие в нее отдельные действия и операции.
Критический уровень оценивается по сформированности знаний, умений и навыков, действий, операций и деятельности в целом, осуществляемые по заданному алгоритму. Достаточному уровню соответствует самостоятельное выполнение операций, действий и деятельности в целом. Оптимальный уровень означает полностью осознанное выполнение операций, действий и деятельности в целом.
Каждый модуль оценивается баллом, который зависит от качества выполнения и сроков выполнения всех входящих в модуль заданий. Для разработки рейтингового контроля необходимо решение двух задач: 1) по содержанию: выделить темы, разделы, понятия, законы, уровни усвоения, степень владения и пр.; 2) по деятельности: проанализировать каждый вид деятельности, представить его совокупностью действий и операций, установить уровни их усвоения и оценки для каждого уровня. Обучающийся должен получить памятку со всей необходимой информацией перед началом модульно-рейтингового обучения, которая включает перечень заданий, сроки выполнения, шкалы баллов по трем уровням, поощрительные и штрафные баллы и другую необходимую информацию По мнению многих исследователей преимущества модульно-рейтинговой системы контроля состоят в следующем: осуществляется предварительный, текущий и итоговый контроль; текущий контроль есть средство обучения и обратной связи; развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность; контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей); развернутый текущий реализует мотивационную и воспитательную функцию; развернутая процедура контроля дает возможность развить у обучающихся навыки самооценки и формирования самоконтроля в профессиональной деятельности.
|
|