|
6.1. Организационные формы обучения
Дискуссия вокруг проблемы форм организации педагогического процесса в образовательных учреждениях (вуз, школа и др.) не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий “форма организации обучения” или “организационные формы обучения”, как понятия “формы учебной работы” как педагогических категорий пока нет. Проблема организационных форм рассмотрена во многих работах отечественных ученых педагогов, таких как И.М. Чередов, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др. В литературе дефиниция «организационная форма обучения» трактуется как дидактическая категория, которая обозначает внешнюю сторону организации образовательного процесса и которая связана с количеством обучающихся, местом и временем обучения, а также порядком его осуществления [1]; конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управленческой деятельности педагога и управляемой учебной деятельности обучающихся по усвоению способов деятельности [2]; конструкция обучения, представляющая собой внутреннюю организацию содержания, которая в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом [3];. целенаправленная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений педагога и обучающихся Они реализуются в педагогическом процессе как единство целенаправленной организации содержания, средств и методов [4] и др. В своей работе мы примем следующее определение дефиниции «организационная форма обучения» - относительно устойчивая структура эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников обучения, содержательное наполнение которой зависит от целей, специфики СУИ, методов и условий обучения. Она является вариативной. Отличительный признак организационных форм обучения состоит в том, что они не связаны непосредственно с характеристиками процесса обучения (особым образом организованное общение между педагогом и обучающимся), его основных закономерностей, Организационные формы обучения влияют на конкретный ход и конечный результат педагогического процесса, содействие его успешности. Главное, что отличает метод от формы это то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого обучающегося. Организационные формы обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Организационные формы обучения имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и обучающихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности обучающихся в учебно-познавательной деятельности и руководства ею со стороны педагога. Будучи выражением внешней стороны организации процесса обучения, форма педагогического процесса неразделимо связана и с его внутренней, процессуально-содержательной стороной. Эта связь определяется такими факторами, как цель, методы, приемы, средства обучения, содержание и структурирование изучаемого учебного материала (рис.13).
Рис. 13. Связь организационных форм обучения с другими компонентами педагогического процесса
Зарождение организационных форм обучения идет от потребности людей и общества в целом. Когда возникла потребность в массовой организации педагогического процесса по усвоению человеческого опыта, тогда и возник урок - самый простой и дешевый способ организации. Во второй половине 70-х годов в нашей стране стали возникать новые организационные формы обучения: неформальные клубы по интересам, круглые столы, дискотеки и др., что стало предвестником демократизации общества в целом. Процесс формообразования длительный. Так урок возник в 17 веке, когда возникли домашние задания, но складывался более 100 лет, пока не был описан Я.А.Коменским в своей знаменитой работе «Великая дидактика». Зарождение любой формы начинается тогда, когда найдена соответствующая деятельность по достижению цели, выражающей потребность. Деятельная сущность формы несомненна. Так беседа произошла от действия »беседовать», дискуссия - от «дискутировать», урок - «давать задание». Как только форма приобретает права гражданства, так она начинает диктовать педагогу и обучающемуся определенные действия (в рамках этой формы). В процессе обучения организационные формы обучения выполняют определенные функции. Б.Б. Айсмонтас в работе [4] приводит следующие функции: 1. Воспитательная - способствует активному проявлению всех духовных сил обучающегося. 2. Организационная - требует от педагога четкой организационнометодической подачи содержательной учебной информации. 3. Обучающее-образовательная - позволяет создавать наилучшие условия для передачи обучающимся знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований и практических способностей. 4. Психологическая - состоит в выработке у обучающихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время. 5. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами обучения выполняет развивающую функцию. 6. Формы организации педагогического процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность обучающихся выполняя интегрирующе-дифференциальную функцию, реализация которой позволяет обучающимся обмениваться информацией в практических делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи. 7. Систематизирующая и структурирующая функции - состоят в том, что организация обучения требует разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом виде. 8. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять компенсирующую и координирующую функции. 9. Стимулирующая - проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста обучающихся, специфике развития их психики и организма. Педагогика в организационных формах как бы собирает лучшие и педагогически целесообразные элементы, побуждающие усваивать опыт быстрее, прочнее и эффективнее. Более 1000 форм (по В.С.Безруковой) требуют классификации, чтобы можно было ими пользоваться. Один из признаков классификации: степень сложности. Выделяют простые формы, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств. Они как правило, посвящены одной теме, решению одного типа задач (беседа, экскурсия, викторина, консультация, зачет, экзамен, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, выставки, шахматные и шашечные турниры и др.). Из них образуются организационные формы обучения других групп. Составные формы строятся на развитии простых либо на их разнообразных сочетаниях. К ним относятся: урок, праздничный вечер, трудовой десант, конференция, КВН и др. В проведении конференции может входить выпуск бюллетеня, доклады, диспуты, круглые столы, выставки. В случае вхождения в сложные формы, простые могут выполнять функции метода. Беседа, например, может быть и самостоятельной формой, а может входить в качестве метода в составную. Комплексные формы создаются целенаправленной подборкой простых и составных форм. Это дни открытых дверей, дни первокурсника, дни посвященные выбранной профессии, день смеха, знаний, неделя спорта, неделя театра, народные и конфессионные праздники (Рождество, Пасха, Масляница). Название комплексные условно, так как чаще всего они связаны с их продолжительностью или видом деятельности. Другой классификатор форм по принадлежности к направлениям содержания воспитания обучающихся: физического, эстетического, трудового, умственного, нравственного (спартакиады, кросс, трудовой десант, вечер, беседа, экскурсия, КВН и др). В высших учебных заведениях активно применяются следующие организационные формы обучения: лекция; практические занятия; семинары; коллоквиум; лабораторные занятия; выполнение рефератов, курсовых проектов и дипломных работ; самостоятельные занятия; консультации; контрольные занятия; зачет; экзамен; конференция; стажировка; круглые столы; производственная практика и др. Выделяют также еще и такие формы обучения: очная, очнозаочная, заочная, вечерняя и дистанционная. Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся включает: 1) способы мотивации процесса усвоения; 2) организация учебнопознавательной деятельности на запланированном уровне усвоения; 3) управление учебно-познавательной деятельностью; 4) выбор методов, средств и организационных форм обучения; 4) контроль и прогноз. В настоящее время ведутся интенсивные поиски модернизации организационных форм обучения в образовательных учреждениях различного типа и уровня. В учебном пособии мы более подробно рассмотрим такие организационные формы обучения как лекция, практическое занятие, семинар, лабораторная работа, коллоквиум и консультация.
|
|