|
5.3. Активные методы обучения
Специфика профессионального обучения требует выбора и применения активных методов. Рассмотрим семантику слов «активный» и «метод». Активный - усиленно действующий [12]. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной эмоционально-интеллектуальной
Таблица 1. Описание методов
деятельности педагога и студента по достижению определенных учебновоспитательных целей, как способ усвоения студентами содержательной учебной информации. Таким образом, словосочетание «активный метод» - это усиленно действующий способ продвижения к истине или намеченной дидактической цели, связанной с профессиональной подготовкой будущих специалистов. Применение активных методов в процессе обучения позволяет повысить результативность учебной деятельности студентов. Под ней понимается целеустремленная деятельность педагога, направленная на разработку и реализацию таких методов, средств и форм обучения, которые бы способствовали формированию навыков продуктивного общения в условиях процесса обучения; развитию умений аргументировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения; развитию психических процессов (внимание, память, мышление), поддержанию постоянного интереса и мотивации, самостоятельности, а также развитию способностей прогнозировать различные ситуации и принимать самостоятельные решения. Активные методы обучения обеспечивают: повышение эмоциональной включенности обучающихся и творческую активности студентов на занятии; обязательность непосредственного взаимодействия обучающихся между собой, а также с педагогом; формирование коллективных усилий и интенсификацию процесса обучения. К условиям организации занятий с применением активных методов относятся: проблемность; сотрудничество и кооперация; коллективное взаимодействие; управление формированием и развитием индивидуальнотипологических особенностей обучающихся; вовлечение обучающихся в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т.п.; изменение модели педагога: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант и т. п. В педагогической практике реализуются различные активные методы обучения. Рассмотрим кратко некоторые из них. Мозговая атака (брейнсторминг) Метод «мозговой штурм» предназначен для продуцирования идейных решений при работе в группе, а также для решения творческих задач. Он был предложен американским ученым А. Осборном. Классификация методов показана на рис.12. Реализация данного метода осуществляется следующим образом. Все обучающиеся делятся на две большие группы (если группы получилась большими, необходимо разделить на подгруппы по 7-9 человек в каждой). Первая группа - «генераторы идей». В течение короткого времени они должны предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует ВСЕ возникающие идеи (в принципе для этой идеи можно использовать магнитофон).
Рис. 12. Классификация метода мозгового штурма
Вторая группа - «аналитики». Они получают от первой группы список вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются без указания авторства. Собранные таким образом идеи рассматриваются группой экспертов. Они отбирают среди них наиболее ценные. Как правило, таких идей оказывается примерно 10% от общего числа. Группы «аналитиков» и «генераторов» идей формируются по принципу добровольности. Для поиска эффективного решения можно поменять ролями «аналитиков» и «генераторов» и провести второй круг, а затем сравнить качество выдвинутых предположений. Во время проведения мозговой атаки педагог выступает в качестве «заказчика» и «дирижера». Он кратко излагает суть проблемы и правила (условия) проведения мозговой атаки, к которой относятся следующие: 1. Запрещается всякая критика любых мнений и предложений. 2. Запрещается также прерывать говорящего. Можно лишь хвалить и развивать идею. 3. Не бояться высказывать самые неожиданные, фантастические, на чей-то взгляд, нелепые предложения. 4. Предпочтение отдается количеству, а не качеству идей. 5. Поощрение комбинирования и переноса уже высказанных идей - другое условие мозговой атаки. 6. Как можно больше предложений. Они должны катиться лавиной, безостановочно. 7. Если наступает заминка, педагог сам подает любое, пусть даже самое невероятное предложение. 8. Весь поток предложений обязательно фиксируется (стенограмма, запись на магнитофоне или диктофоне). 9. Участники находятся в состоянии физической и психической расслабленности. 10. Целесообразно при проведении мозговой атаки кресла располагать по кругу. Мозговой штурм на основе «синектики» «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемого метода «синектики». Он представляет собой коллективную творческую деятельность или учебное исследование, основанных на целенаправленном применении интуитивно-образного мышления участников. Данный метод был предложен американским ученым У. Гордоном в конце 1950-х начало 60-х годов ХХ столетия. Специфической чертой метода «синектики» является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная: обсуждение и отбор эмоционально-образных аналогий ведется в обстановке межличностного взаимодействия. Метод предназначен для решения сложных творческих задач. В педагогической науке он используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. Организация работы с применением данного метода включает: а) первоначальная постановка проблемы; б) анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Роль эксперта, как правило, выполняет педагог или обучающийся, обладающий определенной подготовкой; в) выяснение возможностей решения проблемы; г) переформулирование проблемы каждым обучающимся в своем собственном понимании; д) совместный выбор одного из вариантов перформулированной проблемы; е) выдвижение образных аналогий - ключевой этап для данного метода; ж) подгонка намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы. В качестве субъекта познания в данном методе выступает не столько каждый обучающийся, сколько вся группа. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: - прямой (подумайте, как решаются подобные задачи); - личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); - символический (дайте в двух словах образное определение сути дела); - фантастический (представьте, как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне). Значительная упорядоченность, отработанность процедур в данном методе делают его «совместным» в процессе обучения. В то же время работа по этому методу требует от педагога определенной психолого-педагогической квалификации и высокой отдачи. Мозговая атака - 66 Д. Филипса Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциаций. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем. Двойное кольцо Сократа Данный метод более всего подходит к коллективам, которые насчитывают 15 и более человек. Участники атаки делятся на две группы: в центре и вокруг. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой - всегда свободен. Во внешнем круге, на периферии, существует запрет на разговоры - здесь можно лишь писать. Говорить и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание что-то высказать, то занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул. Совет пиратов В маленьких коллективах (6-10 человек) интересно проходит мозговая атака в виде игры «совет пиратов». Все, кроме эксперта (педагога) рассаживаются в круг, распределяют роли - от юнги до капитана потерпевшего крушение пиратского брига - и, начиная с младшего по статусу к старшему, идет обсуждение темы. Каждый должен высказать новую идею. Тот, кто не сможет сформулировать ее (а это не просто, особенно, когда пойдет игра по второму или третьему кругу), того «съедают» голодные пираты, то есть выбывает из игры. В конце остается самый плодовитый пират. Игровая ситуация сама задает темп и интригу мозгового штурма, и вмешательство ведущего часто не требуется. Отследить и вычленить наиболее интересные идеи - это уже задача самого заказчика. Основной педагогической техникой, которой может воспользоваться педагог в ситуации мозговой атаки, является активное помогающее слушание. Главное при этом - не навязывать своего видения проблемы, идти вслед за ходом генерирования идей, помогать участникам мозговой атаки репликами- стимулами, например, «Прекрасно! Замечательно! Отлично! Это не просто хорошо, это изумительно!» и т.д.
Как показывает практика метод «мозговая атака» обладает колоссальным потенциалом развития творческих возможностей личности, позволяет развивать мышление, память, внимание, прививать умения и навыки быстро ориентироваться в ситуации, формировать уверенность в себе, принимать решения, развивать коммуникативные умения, толерантность в отношениях со своими коллегами. Метод фокальных объектов Цель метода - поиск оригинальных идей. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Например, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным - «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям. Метод морфологического анализа Он заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта - оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты - элементы. Эксперты, оценивая во взаимосвязи совокупность предложенных вариантов, выделяют наиболее важные и ценные характеристики объекта, данные участниками. Метод эвристических вопросов Применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочивания уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Метод предусматривает использование для интенсификации поиска список вопросов, например: «А если наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект? Кто? Зачем? Что? Зачем? Где? Когда? Как? Вопросы соединяются в определенной последовательности, что порождает множество новых вопросов. Используя тот или иной вопрос, ищется оптимальный ответ на поставленную проблему. Глоссарный метод обучения
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что метод глоссарного обучения (МГО) получил широкое применение в образовательной практике. В работе [13] дефиниция «глоссарий» трактуется как собрание глосс - непонятных слов или выражений с толкованием (толковый Г) или переводом на другой язык (переводной Г). Существуют глоссарии к отдельным произведениям или к циклам, например, к Ведам, 1 тысячелетия до нашей эры. Кроме того, глоссарий обеспечивает истолкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления. В отличие от всеобщего толкового словаря (энциклопедии), который предлагает общее определение понятий, в глоссарии учитывается специфика актуального контекста. Метод глоссарного обучении позволяет целенаправленно заучивать профессиональные термины и соответствующие понятия, а также факты, составляющие вместе с понятиями знания изучаемой учебной дисциплины и алгоритмов эмоциональноинтеллектуального взаимодействия участников процесса обучения. МГО сочетается с изучением содержательной учебной информации (теоретической и практической) с использованием учебных пособий, а также участия студентов в разного уровня семинарах, проектах и др. Анализ литературы показал, что существуют различные подходы к глоссарному обучению. Например, в работе [14] представлено описание в виде инструкции глоссарного обучения. Оно состоит в следующем: листы глоссарного обучения, на которых отпечатаны термины, факты и алгоритмы умений, относящихся к одной юните (модулю) изучаемой учебной дисциплины, разрезаются на полоски и выкладываются в глоссарную палетку, изготовленную из жесткого прозрачного материала. Для одноразового запоминания автор предлагает отбирать 20-30 полосок. Студенты читают все сведения, входящие в порцию, предназначенную для одноразового запоминания, концентрируя на них внимание и стараясь их запомнить. Глоссарный метод обучения целесообразно применять при изучении терминологии. Все перечисленные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения). Для активизации учебной деятельности обучающихся используются педагогические технологии, которые подробно описаны в главе 7.
|
|