Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.4. Средства обучения

  Дефиниция «средства обучения» в дидактике используется для обозначения одного из компонентов деятельности педагога и обучающихся наряду с другими компонентами педагогического процесса (цели, содержание, задачи, методы, организационные формы, учение, преподавание и др.).
  Средства обучения в литературе трактуется как: а) материальный или идеальный объект, который “помещен” между педагогом и обучающимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта учебно-познавательной и практической деятельности; своеобразный язык дидактики; прием, и способ действия для достижения чего-нибудь; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление.
  Средства обучения в процессе их применения выполняют следующие функции: а) компенсаторная (способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучающегося); б) адаптивная (обеспечивает поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения; организацию демонстраций, самостоятельных работ; адекватность содержания изучаемого понятия, явления и процесса возрастным возможностям обучающихся; преемственность знаний); в) информативная (способствует передаче различных видов содержательной учебной информации опосредованно, например, проекционная аппаратура, инструменты и др.); г) интегративная (реализуется при комплексном использовании средств информатизации); д) инструментальная (обеспечивает определенные виды деятельности и достижение поставленной дидактической цели; направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий обучающимися и педагогом; способствует воспитанию культуры учебного труда).
  Объекты, выполняющие функцию средства обучения, классифицируются по разным основаниям: по их свойствам; по субъектам деятельности; по влиянию на качество знаний и развитие различных способностей; по их эффективности в педагогическом процессе.
  По субъекту деятельности средства можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Первые имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции педагога.
  В использовании любого вида средства необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями процесса обучения, в частности, законом интерпоризации. Оптимальным следует считать при изучении трудной темы 4 - 5 демонстраций на занятие, считая средства самостоятельной работы обучающихся и средств контроля.
  Л.С. Выготский приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.
  По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебно­технические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат; расписание занятий, режим питания и другие материально­технические условия обучения. Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания умения, которые используют педагог и обучающиеся для усвоения новых знаний; орудие освоения культурного наследия новых культурных ценностей. Идеальные средства в форме материализации используются первоначально для общения, в речи педагога и обучающихся как краткое, символическое обозначение объектов.
  Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Система средств обучения строится согласно следующим принципам:
  1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам образовательного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемыми и обозримыми, иметь эстетический вид и т.д.
  2. Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, кабели, выпрямители и т.д.) должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.
  3. Количество и тип средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.
  4. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения (региональный аспект).
  С точки зрения выполнения функций средства обучения делятся на: а) технические средства передачи информации; б) технические средства контроля знаний; в) технические средства формирования практических навыков; г) технические средства самообучения.
  Средства обучения вошли в структуру педагогического процесса с появлением наглядных средств, учебного оборудования, технических средств обучения (ТСО): киноаппаратуры, обучающих и контролирующих машин, диапроекторов и др.
  С помощью средств обучения легче хранить, быстрее извлекать для использования самую разнообразную информацию на занятиях. Они помогают педагогу эффективнее решать профессиональные задачи, оптимизировать процесс обучения. Однако применение средств обучения требует специальной подготовки педагога и обучающихся. Перед использованием ТСО их необходимо обучить пользоваться ими. Средство обучения выступает в функции предмета усвоения.
  На эффективность процесса обучения существенное влияние оказывает частота использования средств. Оно обусловлено тем, что ТСО влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО применяется очень редко, то каждое его использование превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению СУИ. Наоборот, слишком частое применение ТСО в течение многих занятий подряд приводит к потере обучающимися интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в педагогическом процессе зависит от возраста обучающихся, специфики учебной дисциплины и необходимости их использования в познавательной деятельности обучающихся, от этапа (цикла) занятия. Педагогическая практика показывает, что применение средств обучения не должно длиться на занятии подряд более 20 минут.
  Правильное чередование средств и методов обучения позволяет организовать эффективный процесс усвоения знаний обучающимися. Минуты напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Литература

  1. Практикум по разработке конспектов-схем и их применение на различных занятиях: Метод пособие для преподавателей / Сост. И.В. Городинский, Э.Г. Скибицкий и др. - Львов: ЛВПУ, 1990. - 48 с.
  2. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2004. - 150 с.
  3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. - 976 с.
  4. Скибицкий Э.Г. Психологическое и эргономическое обеспечение учебных компьютерных технологий в профессиональном образовании / Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая // Инновации в образовании. - 2007. - № 8. - С.97- 101.
  5. Информатика: энциклопедический словарь для начинающих / Под общ. ред. Д.А. Поспелова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. -352 с.
  6. Свириденко С.С. Современные информационные технологии / С.С. Свириденко. - М.: Радио и связь, 1989. - 304 с.
  7. Артюшкин О.В. Формирование информационной культуры личности обучающегося / О.В. Артюшкин, Э.Г. Скибицкий. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2004. - 112 с.
  8. Скибицкий Э.Г. Структурно-логические схемы по военной топографии: Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, В.К. Гречушкин. - Новосибирск: Новосибирский военный институт, 2002. - 153 с.
  9. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808 с.
  10. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норант», 2003. - 960 с.


 
© www.txtb.ru