|
Тема 5. Организационные формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные); месту учебы (школьные, внешкольные); продолжительности учебных занятий (45 мин., 90 мин. и т.д.). История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (белл- ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (Мангеймская система), бригадное обучение (20-е годы в советской школе), американский «план Трампа» (40% времени в больших группах (100 - 150 человек), 20% - в малых (10 - 15 человек) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу). Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил Я. А. Коменский. Особенности классно-урочной формы обучения - постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); - каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); - учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); - каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); - постоянное чередование уроков (расписание); - руководящая роль учителя (педагогическое управление); - применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ: - отличается строгой организационной структурой; - является экономичной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; - создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, воспитания и развития учащихся. Обучающе-образовательная (создание условий для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и др.). Воспитательная (последовательное введение учащихся в разнообразные виды деятельности, формирование взглядов и убеждений). Развивающая (многообразие форм в учебном процессе, условия для умственной, трудовой, игровой и других видов деятельности). Организационная (четкая организация подачи материала, учет возрастных особенностей). Психологическая (биоритм, работа в одно и то же время). Основная форма обучения - урок. Другие формы обучения: экскурсия, практикумы и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки). Нетрадиционные формы обучения. Требования, предъявляемые к формам процесса обучения - содержательная наполненность, информационная насыщенность, научность, духовно-нравственная направленность передаваемых знаний, прочность отрабатываемых навыков; - обеспечение полной ясности, понимания и усвоения всеми учащимися основных обобщений, навыков и приемов умственных действий, методов самостоятельной работы; - активно-деятельностный характер взаимного общения, обучающего взаимодействия учителя и учащихся; - развитие интеллектуальной сферы и всех сущностных сил в процессе обучающей деятельности: ощущений, представлений, восприятия, теоретического и образного мышления, памяти, воображения, речи, чувств, а также зрения, слуха, физических сил; - эмоциональная насыщенность обучающего взаимодействия учителя и учащихся, формирующая эстетическое отношение к изучаемому предмету и процессу познания; - динамика структуры форм обучения, переход из одной формы в другую в зависимости от меняющихся обстоятельств процесса познания, уровня подготовленности, успешности продвижения учащихся в усвоении материала; - сочетание коллективно-массовой, групповой и индивидуальной работы, обеспечение взаимообучения; - сочетание обязательных учебных заданий с добровольной, по интересам и способностям коллективной, групповой и индивидуально-творческой деятельностью; - формирование навыков работы с компьютером, самостоятельной обработки и анализа научной, художественной и политической информации; - применение передовых, адекватных характеру научного материала и избранной форме методов обучения. Выполнение этих требований дает возможность наиболее полно исчерпывать обучающие и воспитывающие резервы форм процесса обучения.
|
|