|
Тема 6. Урок как основная форма обучения
Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, элемент) учебного процесса. Общие требования к современному уроку - использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса; - реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил; - обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей; - установление осознаваемых учащихся межпредметных связей; - связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся; - мотивация и активизация развития всех сфер личности; - логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности; - эффективное использование педагогических средств; - связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся; - формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; - формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний; - тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. Основные типы уроков 1. Комбинированный урок. 2. Урок овладения новыми знаниями (урок-лекция). 3. Урок формирования и совершенствования умений и навыков (урок- практикум). 4. Урок обобщения и систематизации знаний. 5. Урок повторения, закрепления знаний. 6. Контрольно-проверочные уроки (урок-зачет). 7. Нетрадиционные типы уроков. Структура урока Структура урока - совокупность его элементов, частей , обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Структура комбинированного урока 1. Организационная и содержательная установка (оргмомент). 1. Проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках (проверка домашнего задания). 2. Взаимодействие педагога и учащихся на основе сообщения-усвоения новых знаний, умений, навыков (объяснение нового материала). 3. Закрепление изученного материала и упражнения. 4. Диагностика прочности усвоения знаний, умений, навыков с выставлением балла или оценки. 5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Итог урока. В структуре комбинированного урока в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Главная цель - установление и удержание интереса учащихся к учебному труду (начало 70-х годов). Мнения педагогов: прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. С другой стороны, опасное нарушение педагогических принципов, вынужденное отступление педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: 1) уроки - лекции; 2) уроки - семинары (практикумы); 3) уроки - игры (соревнования, КВН, аукционы, конкурсы и др.); 4) уроки - консультации; 5) уроки - экскурсии; 6) уроки - зачеты; 7) уроки - деловые игры («суды», конференции, пресс-конференции); 8) межпредметные и интегральные уроки. В разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные. Не следует, однако, превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.
|
|