|
7.3. Профессиональное самообразование будущего учителя
Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосо- зидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Каковы функции самообразования? М. Князева (6) выделяет несколько таких функций:
- экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
- ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;
- компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
- саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
- методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
- коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
- сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
- омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в состояние учащегося);
- психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
- геронтологическая - поддержание связей с миром и через них;
- жизнеспособности организма. Таким образом, самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Профессиональное самообразование будущего учителя - целенаправленная самостоятельная деятельность студента по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психологопедагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы. Профессиональное самообразование выполняет следующие функции:
- дополняет, углубляет, расширяет имеющиеся знания;
- компенсирует недостатки базового образования и является средством его приобретения;
- способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности;
- является средством самопознания и самосовершенствования. В профессиональное самообразование включаются 4 вида самообразовательной деятельности: фоновое общеобразовательное самообразование; фоновое педагогическое самообразование; перспективное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование. Фоновое общеобразовательное самообразование - самостоятельная познавательная деятельность, часть естественной жизни студента, не требует специальной организации и планирования: чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного характера и направленности, лекториев, всевозможных курсов. Фоновое педагогическое самообразование - просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методикам, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и классификация различных материалов для использования в учебной работе.
Перспективное профессиональное самообразование - работа студента над определенной предметной или психолого-педагогической, методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок: написание рефератов, курсовых и дипломных работ.
Актуальное педагогическое самообразование - работа над отдельными, наиболее существенными, но частными затруднениями в своей учебной деятельности.
Каждый содержательный компонент самообразования будущего учителя может находиться на различных уровнях сформированно, в результате вся самообразовательная деятельность выступает как многоуровневое образование.
|
|