|
6.1. Профессиограмма учителя
Попытка разработать перечень личностных и профессиональных качеств учителя имеет давнюю историю. По мнению русского просветителя, писателя, журналиста и книгоиздателя Н.И. Новикова, воспитатель должен соответствовать следующим требованиям; обладать способностью правильно и чисто рассуждать; уметь подходить к детям; быть добронравным; знать русский и иностранный языки; иметь хорошее произношение; доброе поведение и приличный внешний вид. К.Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что «в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения.» (193, с.514). В советской школе профессиографическое учение труда и личности учителя наиболее активно проводилось еще в 20-30-е годы, когда закладывались основы советской школы. Личность учителя рассматривается как субъект, активно формирующий нормативное и предметное оснащение своей деятельности. Исследовались личностные качества, которыми должен обладать советский учитель, анализировались типичные затруднения, встречающиеся в работе учителя; характер взаимоотношений учителя и учащихся в условиях новой школы; методы изучения личности учителя и особенности его работы; психотехника учителя и пути ее развития; сущность педагогической работы и требования, предъявляемые ею к психофизическому аппарату мышления учителя. Н.К. Крупская неоднократно обращалась к вопросу о личностных и профессиональных качествах учителя. Важнейшими качествами учителя она считала любовь к детям, педагогическую увлеченность, уважение к личности ребенка, знание предмета, умение передать свои знания, необходимость учета своеобразия личности ребенка, его возрастных особенностей, психологическую проницательность и наблюдательность, педагогическое мастерство. Интерес к разработке этих вопросов возродился с 60-х годов благодаря исследованиям двух ленинградских школ, возглавляемых Н.В. Кузьминой и А.И. Щербаковым. Позднее к этим исследованиям присоединилась московская школа под руководством В. А. Сластени- на. Исходя из понимания функций учителя, Московская научная школа во главе с В. А. Сластениным разработала профессиограмму педагога, которая включает в себя четыре раздела: свойства и характеристики личности учителя; требования к психолого-педагогической подготовке; объем и состав специальной подготовки; содержание методической подготовки по специальности Профессиограмма - это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога; образец, эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функций учителя. Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограм- ма», можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы быть у него в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога. Вместе с тем профессиограмма учителя - это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки (6). К настоящему времени в нашей стране разработаны ряд профессиограмм для конкретных педагогических специальностей: учителей биологии, математики, русского языка и литературы и др. Такова, например, профессиограмма учителя русского языка и литературы, разработанная З.С. Смелковой. Структурные элементы модели будущего учителя она определяет так: чему он будет учить, как и какими средствами, каков должен быть он сам - организатор воспитывающего и развивающего обучения. Важнейшими качественными характеристиками выпускника данной специальности, по ее мнению, являются следующие: фундаментальность специальных филологических знаний; готовность к коммуникативно-обучающей деятельности; нацеленность на творческое применение полученных знаний с опорой на новейшие достижения дидактики, частных методик, способность к творческой деятельности; владение профессиональными навыками формирования личности школьника; способность воспитывать учащихся средствами своего предмета, приобщать их к духовным ценностям; сформирован- ность личных качеств интеллигента, гуманиста, обладающего духовной самостоятельностью, развитой эмоциональной и речевой культурой, нравственной стойкостью, творческим отношением к любому виду деятельности (181). Н.И. Болдырев (2) выделил приоритетные качества классного руководителя: идейность, нравственную и гражданскую зрелость, общественную активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокую требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическую совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту. Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н.И. Болдырева, необходимо знать основы теории и методики воспитания, овладеть необходимыми умениями и навыками. Немаловажную роль Н.И. Болдырев отводил качествам личности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю (классному руководителю): такт, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность. Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь работать с родителями, планировать воспитательную работу; отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности; правильно учитывать и оценивать результаты воспитания; выявлять и организовывать актив; осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений. Психолог В. А. Крутецкий (9) предлагает структуру профессионально значимых качеств личности и умений, которые необходимо иметь учителю. 1. Мировоззрение личности (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное - любил бы других людей); 2. Положительное отношение к педагогической деятельности речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом); 3. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются - или нет - в профессиональнопедагогические знания, умения, навыки, иначе говоря - педагогические способности); 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).
|
|