|
5.3. Слагаемые педагогической культуры
Ведущим интегративным свойством педагогической культуры обладает педагогическая направленность личности учителя и целостность его профессиональной деятельности. В этой связи такие виды педагогической культуры как методологическая, дидактическая, нравственная, коммуникативная и др. образуют своими гранями, сторонами целостность и динамичность культуры. Они характеризуют отдельно взятый вид педагогической культуры не сами по себе, а лишь в том контексте, который имеет прямое отношение к педагогической деятельности преподавателя: в части нравственной культуры то, что имеет отношение прежде всего к педагогической этике, анализу и оценке нравственных поступков, чувств и качеств, находит выражение в гуманизации педагогических технологий; в части эстетической культуры - что составляет мир эстетических ценностей педагога и определяет его эстетической отношение к педагогической реальности; в области коммуникативной культуры - что позволяет намечать и реализовывать педагогическую стратегию и тактику взаимоотношений с учащимися и коллегами и находит свое выражение в диалогизации целостного педагогического процесса и т.д. А.В. Барабанщиков рассматривал педагогическую культуру преподавателя как определенную степень его совершенства в педагогической деятельности, как достигнутый уровень развития его личности. Он выделяет следующие слагаемые педагогической культуры: педагогическую направленность личности; психолого-педагоги- ческую эрудицию и интеллигентность; нравственную чистоту; гармонию рационального и эмоционального; педагогическое мастерство умение сочетать педагогическую и научную деятельность; систему профессионально-педагогических качеств; педагогическое общение и поведение; требовательность; потребность в самосовершенствовании. Компонентный анализ структуры личности учителя позволил Ю.М. Рябову выделить в ее структуре три главных элемента: профессионально-педагогический, общественно-политический и духовнонравственный.
Каждый компонент в представлении автора в свою очередь состоит из комплекса составляющих. Так, профессионально-педагогическая культура сводится к овладению преподавателем учебной дисциплиной, методикой ее преподавания, а также умениями и навыками воспитательной работы. Духовно-нравственная культура рассматривается автором как «культурный потенциал учителя», который и создает возможность для выполнения им культурообразующей функции. Для реализации общечеловеческой культуры в педагогической деятельности. Основу культурного потенциала, по утверждению Ю.М. Рябова, образуют знания, информация, эрудиция учителя в области литературы, искусства; способность к передаче культурных достижений; совокупность духовно-нравственных качеств учителя. В последние годы заметно заявляет о себе тенденция объединения усилий ученых в исследовании проблемы педагогической культуры. Научные исследования в этой области объединяет стремление авторов рассматривать педагогическую культуру как совокупность таких личностных характеристик, как гуманистическая направленность личности, творческое педагогическое мышление, способность к инновационной деятельности, высокая социальная ответственность. Совпадение точек зрения разных авторов и авторских коллективов неслучайно. Накопленный научный фонд и практический опыт деятельности педагогов, раскрывающие обращенность к личности учителя и ученика, усилие гуманистических тенденций в образовательном процессе, обуславливают рассмотрение педагогической культуры на личностном уровне. Анализ разных определений понятия педагогическая культура учителя позволяет нам рассматривать педагогическую культуру учителя как составную часть его духовной культуры и социальной культуры в целом. В свете сказанного, педагогическая культура учителя предстает как сложное, системное, динамическое образование, отражающее определенный уровень его развития; способы организации его жизни и деятельности на данном уровне; многостороннюю деятельность, направленную на овладение педагогическим опытом, представленным в самых различных формах, с целью самопознания, самосовершенствования и подготовки к формированию личности школьника. Основным условием формирования педагогической культуры учителя является, на наш взгляд, не только формирование у него потребности в ней, но и наличие готовности воспринять социум педагогической культуры в средоточие своего «я», умение творчески переосмыслить педагогические ценности и на новом культуротворческом уровне воспроизвести их. Эта система духовных ценностей, выполняющая регулятивную функцию, направляющая деятельность педагога, определяющая его влияние на окружающих. Это гармонически развитые интеллектуальные, эмоциональные, этические и эстетические качества и проявления учителя, позволяющие ему ориентироваться в окружающей действительности, проникать в сущность явления.
Проблемные вопросы и практические задания
1. В чем сущность педагогической культуры? 2. Какова структура педагогической культуры? 3. Каковы условия формирования педагогической культуры?
Тесты для самоконтроля
1. К компонентам педагогической культуры относятся:
1) педагогическое творчество;
2) стремление к самосовершенствованию;
3) понимание ученика;
4) гуманное отношение к детям; 2. Профессиональная этика педагога-психолога - это:
1) нормы поведения специалиста;
2) правила поведения и общения на работе;
3) применение моральных принципов с общении с коллегами;
4) знание моральных принципов; 3. Профессиональная компетентность педагога - это:
1) высокий уровень знаний;
2) высокий уровень квалификации;
3) знание специалистом границ своих полномочий;
4) умение общаться; 4. Что такое педагогическая техника:
1) основные способы работы с учащимися;
2) требования к организации педагогического процесса;
3) совокупность умений, навыков приемов, позволяющих;
управлять педагогическим процессом; 4) умения организовать педагогическое дело?
Литература
1. Барабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов / К вопросу о сущности педагогической культуры // Советская педагогика. - 1981. - № 1. 2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателей высшей школы: воспитательный аспект. Уч. пособие. М.-Белгород, 1992. 3. Левина М. М. Технологическая культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя. - М., 1993. 4. Нейштадт Л. А. К вопросу о понятии педагогическая культура // В помощь начинающему учителю. Методические рекомендации. Даугавпилс, 1990.
5. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. - М., 1993. 6. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. 7. Рябов Ю.М. К вопросу о формировании культуры учителя // Современный специалист: проблемы становления. Нижний Новгород, 1991.
|
|