|
10.2. Функции самостоятельной учебной работы обучающихся
Самостоятельная учебная работа в деятельности обучающихся выполняет следующие функции: 1. Содействовать оптимальному усвоению учебного материала. 2. Обеспечивать развитие у обучающихся интеллектуальных, природных и духовных способностей. 3. Способствовать овладению методами современной учебно-познавательной деятельности. 4. Развивать у каждого обучающегося потребность в самообразовании в саморазвитии и непрерывном самосовершенствовании. Так как самостоятельная учебная работа носит деятельностный характер, то в ней выделяются все составляющие динамической модели учения (рис.54): мотивация; постановка целей; создание условий, необходимых для осуществления СУР; разработка программы ориентировочных, исполнительских и контрольных действий; реализация принятого решения; контроль и оценка результатов по определенным нормам, критериям, стандартам. Процесс обучения в условиях СУР включает уяснение содержательной учебной информации и ее обработка, контроль усвоения знаний и т. д. Соответственно, в процессе СУР поэтапно и последовательно реализуются ее цели. Уяснение и обработка содержательной учебной информации связана с некоторыми факторами: а) организация уяснения ее содержания путем «сообщения готового знания» в условиях СУР реализуется только в виде изучения текстов учебников, учебных пособий, записей лекций и т.д.; б) организация уяснения содержательной учебной информации путем выведения ее из общих положений реализуется в условиях СУР через выполнение соответствующих заданий на выведение из общих положений определенных данных на аудиторных занятиях (или извлеченных также самостоятельно из текстов) конкретных знаний; в) организация уяснения содержательной учебной информации путем самостоятельного поиска реализуется через решение проблемных задач на обнаружение закономерностей, нахождении принципов решения задач и т.д., при наличии наведений, подсказок, косвенных указаний для обучающихся, которые представлены в соответствующих методических материалах и рекомендациях для организации самостоятельной учебной работы обучающихся. Овладение методами и видами СУР происходит на лекциях, практических и семинарских занятиях. Лекция должна содержать предпосылки для организации СУР обучающихся: а) отсылки их к литературе по ряду вопросов; б) рекомендации новейших книг и статей из журналов по рассмотренной теме; в) изложение спорных проблем данной науки или научного направления. Проблемная постановка вопросов в лекции может означать: 1) постановку таких вопросов, которые недостаточно рассмотрены в учебнике и поэтому требуется привлечение дополнительной литературы; 2) постановку перед обучающимися таких проблем данной науки, которые еще находятся в стадии теоретической разработки, т.е. введение обучающегося в творческую лабораторию науки. Такая постановка проблем необходима с целью повышения и активизации интереса обучающегося к научному поиску истины. Семинарские занятия призваны развивать у обучающихся самостоятельность мышления, умение делать выводы, прививать навыки публичного выступления и т.д. В основном практикуют две формы проведения занятия: а) свободный опрос; б) реферативно-докладной метод. Главное в проведении семинара состоит в том, чтобы стиль руководства ими побуждал обучающихся к углубленной СУР, к тому, чтобы обучающиеся приучались самостоятельно находить, анализировать, отбирать, структуризировать содержательную учебную информацию и систематически логически ее излагать, делать самостоятельные обобщения и выводы теоретического или практического характера. В этом плане на семинаре должно быть больше выступлений оценочного характера и различных форм дискуссионной работы. Следует целенаправленнее работать с теми вопросами, которые имеются в учебнике в конце параграфа При чтении литературы рекомендуется делать следующие виды записей: а) простой и развернутый план; б) выписки; в) тезисы; г) заметки; д) конспект. Наиболее сложным является составление конспекта, так как законспектированный материал надолго остается в памяти и легко воспроизводится при перечитывании. При любом виде записей надо уметь, прежде всего, выписать так называемый паспорт книги, куда входят следующие сведения: фамилия и инициалы автора, название книги, место, название издательства и год издания, количество страниц. Простой план - более или менее подробный и систематический перечень вопросов, изложенных в данном источнике. Развернутый план отличается большей детализацией: по каждому вопросу дают краткое изложение, его содержание или выводы из прочитанного в источнике. Выписки представляют собой точные выдержки из текста (цитаты, цифровой материал, формулы). Их делают с обязательной ссылкой на номера страниц источника и заключают в кавычки. Тезисы - краткие, сжатые формулировки основных положений прочитанного материала. Заметки - собственные мысли, впечатления или замечания, вызванные размышлениями над прочитанным. Конспект - сжатое, связное и последовательное изложение своими словами существенного содержания текста. В конспекте используются и план, и выписка, и тезисы. Одной из распространенных форм СУР является написание реферата. Он представляет собой логически законченное повествование об одной или нескольких актуальных, связанных между собой идей. Выбор темы реферата обучающимся осуществляется с учетом его интересов и способностей. Обобщенная структура его выглядит следующим образом: I. Введение. II. Основная часть (глава первая, вторая, третья и т.д.). III. Заключение. IV. Список литературы. Во введении обосновывается актуальность, цели, задачи и методы исследования, дается краткий анализ литературы по данной теме. В основной части на основе анализа литературы и опытных работ раскрывается решение поставленной цели и задач. В заключении формулируются краткие обоснованные выводы по итогам работы. Объем реферата устанавливается педагогом. Реферат оформляется следующим образом: титульный лист, план, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы [2, 5 и др.].
|
|