|
10.1. Самостоятельная учебная деятельность, ее виды. Уровни самостоятельной работы
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения уровня подготовки обучающихся, активизации их в процессе обучения является соответствующая организация самостоятельной учебной работы (СУР). В психолого-педагогической литературе дефиниция «самостоятельная учебная работа» рассматривается как: метод; средство; организационная форма обучения; средство вовлечения обучающихся в учебную работу, для которой характерно наличие четко сформулированной задачи; средство организации и выполнения обучающимися определенной учебной деятельности и др. (Н.В. Басова, В.К. Буряк, С.И. Векслер, В.А. Далингер, В.К. Дьяченко, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, М.И. Портнов, М.Н. Скаткин, А.Ю. Уваров, И.Э. Унт, А.В. Усова и др.). Таким образом, изучение литературы по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что трактовка понятия «самостоятельная учебная работа» в настоящее время не исчерпывается единым определением. В настоящее время в образовательных учреждениях наметилась тенденция увеличения объема часов на самостоятельную работу обучающихся, которая направлена на конечный результат. Исследования показывают, что для ее успешного осуществления необходимо формировать готовность у обучающихся к этой деятельности. На наш взгляд, самостоятельная учебная работа обучающихся определяется их готовностью самостоятельно и целенаправленно решать различные педагогические задачи при сохранении своего здоровья (физическая, психическая, социальная составляющие). Это позволяет обучающимся включаться в активную и управляемую учебно-познавательную деятельность различной структуры. Кроме того, у обучающихся в процессе СУР отчетливо проявляется целевая установка - готовность к достижению поставленной цели (результата) - формирование компетентности по данной области знаний. Дидактическая сущность СУР обучающихся состоит в том, что она представляет собой психологические и логические методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, имеющей целью решение определенных образовательных задач. Самостоятельная учебная работа обучающихся рассматривается в целом как деятельность и представляет собой многостороннее, полифункциональное влияние. Она имеет не только учебное, но и личностное и социальное значение. Самостоятельная работа обучающихся может служить основой перестройки их позиций в педагогическом процессе. Структура самостоятельной учебной работы представлена на рис. 66. В структуру самостоятельной работы студентов входят два контура: внешний и внутренний. Внешний контур образуют педагогические и организационные условия, функции СУР, принципы ее построения и программа ориентировочных, исполнительских и контрольных действий. Его элементы служат основой для построения СУР. Внутренний контур включает следующие элементы: мотивацию, цели, содержание, методы, средства, организационные формы, контроль, результат, анализ, коррекция и прогноз. Внутренний контур предназначен для координации СУР обучающихся в учебное и внеучебное время. Каждый из вышеназванных элементов СУР имеет свое предназначение и выполняет определенную роль. Все элементы СУР взаимосвязаны и взаимообусловлены. При построении СУР их необходимо учитывать в комплексе.
Рис. 66. Структура самостоятельной работы студентов
Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить обучающийся, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующих психических процессов ( памяти, мышления, творческого воображения и др.), при выполнении обучающимся учебного задания, которое приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний; с третьей - средство, которое: - в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; - формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения определенного класса познавательных задач и соответствующего продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; - вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач; - является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения. Основные требования к организации самостоятельной деятельности обучающихся: 1. Любая СУР на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый обучающийся знает порядок и приемы выполнения работы. 2. Самостоятельная учебная работа соответствует психофизиологическим и познавательным возможностям обучающегося, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В педагогическом процессе используются результаты, выводы самостоятельной работы (внеурочное время). 3. Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы. 4. Развивает познавательные способности, инициативу в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. 5. Содержание СУР, форма ее выполнения должны вызывать познавательный интерес и постоянную мотивацию у обучающихся выполнить работу до конца. 6. Самостоятельная учебная работа обучающихся организуется так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду. 7. Увлекательность самих форм, процесса и учебного материала, используемых на самостоятельной работе. 8. Необходимость использования межпредметных и междисциплинарных связей. 9. Добровольность и активность обучающихся в этой работе. 10. Использование в процессе СУР современных современные средства информатизации образования. Исходя из названных выше требований, предъявляемых к СУР, следует, что она представляет собой форму деятельности по индивидуальным планам, дополняющим, расширяющим и углубляющим знания, получаемых обучающимися в аудиторное и внеаудиторное время при подготовке к занятиям. Исследования ученых педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня СУР обучающихся, соответствующие их учебным возможностям: 1. Копирующие действия обучающихся по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известными образцами. На этом уровне происходит подготовка обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. 2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов учебнопознавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач. 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам. 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработки аналогового мышления. Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего педагога - довести как можно больше обучающихся до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. В соответствии с уровнем СУР обучающихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие; реконструктивно-вариативные; эвристические; творческие (рис. 67). Каждый из вышеназванных видов СУР имеет свои дидактические цели. Рассмотрим кратко их содержание. Воспроизводящие СУР по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков, понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность обучающихся при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Эти виды работ формируют фундамент самостоятельной деятельности обучающихся. Роль педагога состоит в том, чтобы каждому обучающемуся определить оптимальный объем работы.
Рис. 67. Типы самостоятельной учебной работы
Самостоятельная учебная работа реконструктивно-вариативного типа позволяет на основе полученных ранее знаний и данной педагогом общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. СУР этого типа приводят обучающихся к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности обучающихся, формируют основания для дальнейшей творческой их деятельности. Эвристическая СУР формирует умение и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, обучающийся определяет сам пути решения задач и находит его. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность обучающегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания обучающегося более гибкими и мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Существуют следующие виды эвристических СУР: самостоятельное объяснение; анализ демонстрации, явления, реакции; строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов. Творческая СУР позволяет обучающимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет новыми навыками самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность обучающихся при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи этого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности. По форме организации СУР делится на индивидуальные, фронтальные и групповые. В практике обучения каждый тип СУР представлен большим разнообразием видов работ, используемых педагогом в системе учебных и внеучебных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них (рис. 68): 1. Работа с книгой; а) работа с текстом и графическим материалом учебника; б) работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного. 2. Упражнения: а) тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; б) реконструктивные упражнения; в) составление различных задач и вопросов и их решения; г) рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на занятии; д) различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков. 3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ. 4. Написание курсовых и дипломных работ. 5. Подготовка докладов и рефератов. 6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе. 7. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения. 8. Домашние лабораторные опыты и наблюдения. 9. Техническое моделирование и конструирование. 10. Работа в среде Интернет. Большая часть перечисленных видов СУР может быть составлена для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов СУР.
Рис. 68. Виды работ, выполняемых в процессе самостоятельной учебной деятельности
Многообразие видов СУР исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания обучающимися цели действия и способов действий. От этого во многом зависит эффективность СУР. Изучение педагогического опыта показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень мастерства педагогов, является умение применять в работе разнообразные, дополняющие друг друга СУР, которые учитывают учебнопознавательные возможности обучающихся. Организация и проведение СУР связана с определенной группой недостатков. Выделим наиболее часто встречающие в педагогической практике: - нет системы в организации СУР, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме; - уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебнопознавательным возможностям обучающегося; - слабо выражен индивидуальный подход в подборе дидактического обеспечения (учебный материал, задания и др.); - самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данной группы (класса). Роль СУР в настоящее время возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков целенаправленной творческой деятельности, с широким использованием средств информатизации образования в педагогическом процессе, а также в связи с реализацией дистанционного обучения в образовательных учреждениях.
|
|