|
6.4. Организационные формы педагогического процесса, их классификация
Дискуссия вокруг проблемы форм организации педагогического процесса в ОУч (вуз, школа и др.) не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий «форма организации обучения» или «организационные формы обучения», как понятия «формы учебной работы» как педагогических категорий пока нет. Теоретические основы организационных форм рассмотрены в работах отечественных ученых-педагогов, таких как И.М. Чередов, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др. В литературе они трактуются как дидактическая категория, которая обозначает внешнюю сторону организации образовательного процесса и которая связана с количеством обучающихся, местом и временем обучения, а также порядком его осуществления [7, 239]; конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управленческой деятельности педагога и управляемой учебной деятельности обучающихся по усвоению способов деятельности. Это конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом [8]; организованное взаимодействие педагога и обучающихся в ходе получения ими знаний. Оно отражает организационную сторону педагогического процесса; предполагает «упорядочивание, налаживание, приведение в систему» взаимодействия педагога с обучающимся при работе над определенным содержанием учебного материала; предусматривает учет уровня подготовленности обучающихся, структуры и продолжительности проведения уроков, типа ОУч, вида учебного предмета, специфики совместной деятельности участников педагогического процесса в компьютеризированной среде и т.д. [9]; целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений педагога и обучающихся Они реализуются в педагогическом процессе как единство целенаправленной организации содержания, средств и методов обучения [13]; устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов и др. Связь между компонентами педагогического процесса показана на (рис. 36).
Рис. 36. Связи организационных форм обучения с другими компонентами педагогического процесса
Отличительный признак организационных форм состоит в том, что они не связаны непосредственно с характеристиками процесса обучения (особым образом организованное общение между педагогом и обучающимся), его основных закономерностей, Организационные формы влияют на конкретный ход и конечный результат педагогического процесса, содействие его успешности. Главное, что отличает метод от формы это то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого обучающегося. Формы обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Формы обучения имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и обучающихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности обучающихся в учебнопознавательной деятельности и руководства ею со стороны педагога. Будучи выражением внешней стороны, организации обучения, форма педагогического процесса неразделимо связана и с его внутренней, процессуальносодержательной стороной. Эта связь определяется такими факторами, как цель, методы, приемы, средства обучения, содержание и структурирование изучаемой содержательной учебной информации. Зарождение форм педагогического процесса идет от потребности людей и общества в целом. Когда возникла потребность в массовой организации педагогического процесса по усвоению человеческого опыта, тогда и возник урок - самый простой и дешевый способ организации. Во второй половине 70-х годов прошлого столетия в нашей стране стали возникать новые формы: неформальные клубы по интересам, круглые столы, дискотеки и др., что стало предвестником демократизации общества в целом. Процесс формообразования длительный, Так урок возник в 17 веке, когда возникли домашние задания, но складывался более 100 лет, пока не был описан Я. А. Коменским. Зарождение любой формы начинается тогда, когда найдена соответствующая деятельность по достижению цели, выражающей потребность. Деятельная сущность формы несомненна. Так беседа произошла от действия »беседовать», дискуссия - от «дискутировать», урок - «давать задание». Как только форма приобретает права гражданства, так она начинает диктовать педагогу и обучающемуся определенные действия (в рамках этой формы). В процессе обучения организационные формы выполняют определенные функции. Б.Б. Айсмонтас в работе [13] приводит следующие функции: 1. Воспитательная - способствует активному проявлению всех духовных сил обучающегося. 2. Организационная - требует от педагога четкой организационно-методической подачи содержательной учебной информации. 3. Обучающее-образовательная - позволяет создавать наилучшие условия для передачи обучающимся знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований и практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. 4. Психологическая - состоит в выработке у обучающихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время. 5. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами обучения выполняет развивающую функцию. 6. Формы организации педагогического процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность обучающихся выполняя интегрирующе- дифференциальную функцию, реализация которой позволяет обучающимся обмениваться информацией в практических делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи. 7. Систематизирующая и структурирующая функции - состоят в том, что организация обучения требует разбивки всей содержательной учебной информации по частям и темам, ее обобщения в целом виде. 8. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять компенсирующую и координирующую функции. 9. Стимулирующая - проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста обучающихся, специфике развития их психики и организма. Педагогика в организационных формах как бы собирает лучшие и педагогически целесообразные элементы, побуждающие усваивать опыт быстрее, прочнее и эффективнее. Более 1000 форм (по В.С.Безруковой) требуют классификации, чтобы можно было ими пользоваться. Один из признаков классификации: степень сложности. Выделяют простые формы, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств. Они, как правило, посвящены одной теме, решению одного типа задач (беседа, экскурсия, викторина, консультация, зачет, экзамен, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, выставки, шахматные и шашечные турниры и др.). Из них образуются организационные формы других групп. Составные формы строятся на развитии простых либо на их разнообразных сочетаниях. Это может быть урок, праздничный вечер, трудовой десант, конференция, КВН и др. В проведении конференции может входить выпуск бюллетеня, доклады, диспуты, круглые столы, выставки. В случае вхождения в сложные формы, простые могут выполнять функции метода. Беседа, например, может быть и самостоятельной формой, а может входить в качестве метода в составную форму. Комплексные формы создаются целенаправленной подборкой простых и составных форм. Это дни открытых дверей, дни первокурсника, дни, посвященные выбранной профессии, день смеха, знаний, неделя спорта, неделя театра, народные и конфессионные праздники (Рождество, Пасха, Масляница). Название комплексные условно, так как чаще всего они связаны с их продолжительностью или видом деятельности. Другой классификатор форм по принадлежности к направлениям содержания воспитания обучающихся: физического, эстетического, трудового, умственного, нравственного (спартакиады, кросс, трудовой десант, вечер, беседа, экскурсия, КВН и др). В педагогической практике особую значимость имеют организационные формы обучения. Среди них можно выделить урок в школе (занятие в высшем учебном заведении). Это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом обучающихся, устойчивыми временными рамками, заранее составленным расписанием и организацией работы над одним и тем же учебным материалом. Задача урока должна быть соразмерима часововму времени, развитию обучающихся. Структура урока - совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических задач. Структура определяется также целью, содержанием, методами и средствами обучения, уровнем подготовки обучающихся и их индивидуальнотипологическими особенностями. В теории и практике урока важное место занимают вопросы подготовки педагога к уроку, планирование, анализ и прогноз. В решении этих вопросов педагог опирается на знания процесса обучения и его закономерностей, предметную методику, педагогическую психологию и эргономику и др. Если в основу классификации уроков положить дидактические цели (Б.П.Есипов), то они бывают следующие: уроки смешанные, или комбинированные; уроки усвоения новых знаний обучающимися; уроки закрепления изучаемого учебного материала; уроки повторения; уроки систематизации и обобщения нового учебного материала; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков. Наиболее распространенными формами организации педагогического процесса в школе являются следующие: 1) под непосредственным руководством педагога: уроки (различного вида); лекции; практикумы (лабораторные, практические занятия); семинары; факультативы; учебные экскурсии; дополнительные занятия с обучающимися (консультации текущие, тематические, обобщающие); 2) по способу организации деятельности обучающихся: фронтальные; групповые; индивидуальные; парные; коллективные; 3) внеурочная работа обучающихся: кружки, олимпиады, конкурсы и др.; домашняя учебная работа обучающихся. В современной практике школы используются преимущественно две общие организационные формы: фронтальная; индивидуальная [11]. В высших учебных заведениях используются следующие организационные формы: лекция (проблемная или вводная, обзорная, тематическая); практические занятия; семинары; коллоквиумы, лабораторные занятия; олимпиады; конкурс рефератов; контрольная работа, круглый стол, пресс-конференция; выполнение курсовых и дипломных работ; самостоятельные занятия; консультации; зачет; экзамен; стажировка; производственная практика; различного вида игры (организационная, ситуационная, имитационная, управленческая, дидактическая, соревновательная, технологическая и др.); анализ конкретных ситуаций; имитационное упражнение и др. Кроме того, выделяют также еще и такие организационные формы обучения как очная, очно-заочная, заочная, вечерняя и дистанционная. Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся включает: 1) способы мотивации процесса усвоения; 2) организация учебно-познавательной деятельности на запланированном уровне усвоения; 3) управление учебно-познавательной деятельностью; 4) выбор методов, средств и организационных форм обучения; 4) контроль и прогноз. Особое значение при реализации организационных форм обучения имеет учет отношений к педагогическому процессу обучающихся. На основе экспериментальных данных А. К. Марковой и другими исследователями, выделены шесть типов отношения обучающихся к обучению. Результаты изысканий представлены в табл. 5.
Таблица 5. Мотивация обучения
В настоящее время в связи с изменениями требований общества к уровню подготовки компетентных специалистов ведутся интенсивные поиски модернизации организационных форм обучения в образовательных учреждениях различного типа и уровня.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое метод обучения, какие стороны обучения он отражает? 2. Как проецируется понятие метода, его сущность в методике обучения? 3. Назовите признаки классификации методов и соответствующие каждому методы обучения. 4. Что относится к средствам обучения? Назовите наиболее распространенные точки зрения ученых на эту проблему. 5. По каким признакам осуществляется классификация средств обучения? Представьте схемы классификации средств обучения. 6. Каковы особенности использования технических средств обучения? 7. Опишите функции наглядных пособий. Какова их классификация? 8. Что такое формы обучения? Какова их связь с другими компонентами педагогического процесса? 9. Назовите организационные формы обучения в школе и вузе. 10. Проанализируйте данные, приведенные в табл. 3.
Литература
1. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие / С.А. Пуйман. - Мн.: ТетраСистемс, 1999. - 128 с. 2. Лернер И.Я. Методы обучения. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х Т. - Т 1./ И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. - М.: Научное изд-во “Большая российская энциклопедия”, 1993. - 608 с. 3. Коротов В.М. Педагогические технологии гуманистического воспитания. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.М. Коротов. - Соликамск: Изд-во СГПИ, 1996. 4. Педагогика и психология высшей школы / Отв. Ред. С.И.Самыгин. - Ростов н/Д.: “Феникс”, 1998. - 544 с. 5. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с пол. Л.Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина / В.Оконь. - М.: Высш. шк., 1990. - 382 с. 6. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических ин-тов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во “Деловая книга”, 1996. - 344 с. 7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. / И.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2000. - 560 с. 8. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с. 9. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И.М. Чередов. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с. 10. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с. 11. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. уч. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа - Пресс, - 2000. - 512 с. 12. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с. 13. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Изд- во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с. 14. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с. 15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
|
|