|
6.3. Средства педагогического процесса, их классификация
Понятие средства обучения в дидактике используется для обозначения одного из компонентов деятельности педагога и обучающихся наряду с другими компонентами педагогического процесса. Средства обучения - материальный или идеальный объект, который «помещен» между педагогом и обучающимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта учебно-познавательной и практической деятельности. Средства обучения являются своеобразным языком дидактики. Средство - многозначное слово. Это и прием, и способ действия для достижения чего-нибудь, это и орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление. В педагогическом процессе средства обучения выполняют следующие функции: а) компенсаторная (способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучающегося); б) адаптивная (обеспечивает поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения; организацию демонстраций, самостоятельных работ; адекватность содержания изучаемого понятия (явления, процесса) возрастным возможностям обучающихся; преемственность знаний); в) информативная (способствует передаче различных видов содержательной учебной информации опосредованно (например, проекционная аппаратура, инструменты и др.); г) интегративная (реализуется при комплексном использовании средств информатизации); д) инструментальная (обеспечивает определенные виды деятельности и достижение поставленной дидактической цели; направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий обучающимися и педагогом; способствует воспитанию культуры учебного труда). Объекты, выполняющие функцию средства обучения, классифицируются по разным основаниям: по их свойствам; по субъектам деятельности; по влиянию на качество знаний и развитие различных способностей; по их эффективности в педагогическом процессе. По субъекту деятельности средства можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Первые имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции педагога. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат; расписание занятий, режим питания и другие материально-технические условия обучения. Идеальные средства обучения - те усвоенные ранее знания умения, которые используют педагоги и обучающиеся для усвоения новых знаний. В общем случае идеальное средство - орудие освоения культурного наследия новых культурных ценностей. Идеальные средства в форме материализации используются первоначально для общения, в речи педагога и обучающихся как краткое, символическое обозначение объектов. С точки зрения выполнения функций средства обучения делятся на: а) технические средства передачи информации; б) технические средства контроля знаний; в) технические средства формирования практических навыков; г) технические средства самообучения. На рис. 34 приведена классификация средств обучения. Л.С. Выготский приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В педагогической практике существуют другие классификации средств обучения. Например, В. Оконь предлагает следующую классификацию средств обучения. А. Простые средства:
1) словесные средства: учебники и другие печатные тексты; 2) простые визуальные средства: оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты.
Рис. 34. Средства обучения
Б. Сложные средства: 1) механические визуальные средства, позволяющие передавать изображения с помощью технических устройств (например, фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа и др.); 2) аудильные средства, позволяющие передавать звуки и шумы - с помощью проигрывателя, магнитофона или радио и др.; 3) аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм, телевидение, видеотелефоны, видеомагнитофоны и др.; 4) средства, автоматизирующие процесс обучения. К ним можно отнести дидактические машины, лингвистические кабинеты, называемые лабораториями, а также компьютер с программным обеспечением или электронные и аналоговые цифровые машины [5]. Классификация средств обучения показана на рис. 35.
Рис. 35. Классификация средств педагогического процесса
В.С. Безрукова работе [6] делит средства обучения на шесть групп. 1. Оборудование ОУч (учебные помещения, мебель, спортивные площадки, карты, доски, тетради и пр.). Они должны удовлетворять эргономическим, эстетическим, экологическим качествам и свойствам. 2. Учебно-лабораторное оборудование (учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, физкультурный зал, компьютерный класс и пр.) 3. Учебно-производственное оборудование (все, что связано с профессиональной подготовкой; учебный цех, учебная мастерская). 4. Дидактическая техника (технические устройства, микропроцессоры, ЭВМ, телефон, телетайп, факс, модем и др.). Они предназначены для хранения, передачи и переработки информации, организации контроля, мониторинга, снятия усталости, формирования двигательных и сенсорных навыков. 5. Учебно-наглядные пособия (плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, муляжи). Это то, чем педагог пользуется на занятии сам, показывает, проигрывает. 6. Организационно-педагогические средства. Они объединяют разнообразную учебно-программную документацию, учебные планы, программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, тесты, учебные пособия, методические указания и др. Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Система средств обучения строится согласно следующим принципам: 1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим и эргономическим требованиям, предъявляемым к другим элементам образовательного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемыми и обозримыми, иметь эстетический вид и т. д. 2. Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, кабели, выпрямители и т.д.) должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам. 3. Количество и тип средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств. 4. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения (региональный аспект). Опыт преподавания в ОУч показал, что наиболее рациональной формой организации системы средств обучения является кабинетная система, в которой все средства обучения по одному предмету располагаются в одном помещении - кабинете, к которому при необходимости добавляются другие помещения: лаборантская, лаборатория, ремонтная мастерская и др. Наглядные пособия выполняют следующие функции: а) ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в ОУч; б) ознакомление с внешним видом предмета, в его современном виде и в историческом развитии; в) наглядное представление о сравнении или изменении характеристик явления или процесса; г) этапы эксплуатации, изготовления или проектирования изделия; д) наглядное представление об устройстве предмета и принципов его действия, управления им, технике безопасности; е) ознакомление с историей науки и перспективы ее развития. Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: а) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); б) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.); в) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.). Эффективность материализованных средств достигается при определенном сочетании учебной информации, познавательных задач, методов обучения и фиксированных средств материализации деятельности. В использовании любого вида средства педагогического процесса необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями процесса обучения, в частности, законом интерпоризации. Оптимальным следует считать при изучении трудной темы 4 - 5 демонстраций на занятие, считая средства самостоятельной работы обучающихся и средств контроля. Опыт передовых педагогов и экспериментальные исследования (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.) показали, что интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства учения в готовом виде или конструируются обучающимися на занятии совместно с педагогом. Изготовление средств обучения дает большой развивающий эффект и более высокую подготовку обучающихся, нежели их ординарное использование по образцу, данному педагогом. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование освоенных, предполагает изменение познавательных заданий инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений. В настоящее время в педагогической практике широко распространены три подхода к разработке, конструированию и применению средств обучения. Первый подход: разработка средств обучения не относится к преподаванию, поэтому необходимо использовать только то, что имеется в материальном оборудовании кабинета. В этой позиции средства обучения отождествляются с обычными средствами наглядности, контроля и т.п., создающие известный комфорт без которого можно и обойтись. Сторонники этой теории часто утверждают, что им для преподавания достаточно доски и мела. Второй подход абсолютизирует средства обучения, которые в нем рассматриваются как главные, единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (методы, организация и т. п.) должны соответствовать и обусловливаться спецификой средств обучения. Преувеличение роли средств обучения можно рассматривать и как негативную реакцию на первый подход, отрицающий вообще их значение и влияние на качество знаний и умственное развитие обучающихся. Третий подход состоит в том, что средства обучения рассматриваются, прежде всего, в системе интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся. Они в процессе обучения выполняют определенные функции и обеспечивают (наряду с другими компонентами педагогической системы) определенное качество знаний и умственное развитие обучающихся. Средства обучения вошли в структуру педагогического процесса с появлением наглядных средств, учебного оборудования, технических средств обучения (ТСО) - киноаппаратуры, обучающих и контролирующих машин, диапроекторов и др. С помощью средств педагогического процесса легше хранить, быстрее извлекать для использования самую разнообразную информацию на занятиях. Они помогают педагогу эффективнее решать профессиональные задачи, оптимизировать процесс обучения. Однако применение средств педагогического процесса требует специальной подготовки педагога и обучающихся. Перед использованием ТСО их необходимо обучить пользоваться ими. Средство обучения выступает в функции предмета усвоения. Существует влияние частоты использования ТСО на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ТСО влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО применяется очень редко, то каждое его использование превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению содержательной учебной информации. Наоборот, слишком частое применение ТСО в течение многих занятий подряд приводит к потере обучающимися интереса к ней, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в педагогическом процессе зависит от возраста обучающихся, специфики учебного предмета и необходимости их использования в познавательной деятельности обучающихся, от этапа (цикла) занятия. Педагогическая практика показывает, что применение ТСО не должно длиться на занятии подряд более 20 минут. Правильное чередование методов и средств обучения позволяет организовать эффективный процесс усвоения знаний обучающимися. Минуты напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
|
|