|
§ 8. Краткая история науки
В истории постепенного развития догматического богословия как науки можно различить три периода. Первый период обнимает первые семь веков христианства. В это время выработан был научный метод исследования догматов веры и сделаны первые попытки систематического изложения догматов христианской веры. Таковы сочинения Климента Александрийского «Строматы» и Оригена «О началах». Сюда же относятся Катехизические поучения святителя Кирилла Иерусалимского, «Большое катехизическое слово» святителя Григория Нисского, «Сокращенное изложение Божественных догматов» блаженного Феодорита. Второй период открывается появлением в половине VIII века творения святого Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Это в строгом смысле научная догматическая система. Особенная ценность ее в том, что она отличается верностью духу древней Вселенской Церкви, почему ее и называют древнецерковной и древнеотеческой. Третий период истории догматического богословия открывается с XVII века у нас в России с киевского митрополита Петра Могилы, который основал в Киеве коллегию, потом переименованную в Академию. Здесь догматическое богословие проповедовалось сначала в схоластическом духе, а потом постепенно освободилось от схоластики и пошло самостоятельным путем. Таковы, например, «Сокращенное христианское Богословие» митрополита Платона, написанное на русском языке без схоластического формализма. Из позднейших догматических систем особенно должны быть отмечены: «Православно-догматическое Богословие» митрополита Макария, «Православно-догматическое Богословие» архиепископа Черниговского Филарета, «Опыт православно-догматического Богословия» епископа Сильвестра, «Православное Догматическое Богословие» протоиерея Малиновского, а также труды протоиерея Светлова, профессора Голубинского, «Премудрость и благость Божия» и «Любовь Божественная» профессора Беляева и другие.
|
|