|
§ 7. Разделение догматики
Догматы веры содержат в себе: одни — учение о Боге Самом в Себе, другие — учение о Боге в отношении Его к миру и человеку. Отсюда сами собою определяются две главные части догматического Богословия: Первая часть излагает учение о Боге Самом в Себе; вторая часть излагает учение о Боге в Его отношении к миру и человеку или о делах Божиих в отношении к тварям. Догматы о Боге Самом в Себе содержат учение о том, что Бог есть один по существу и троичен в лицах. В догматах же об отношении Бога к тварям содержится: в одних — учение о Боге как Творце неба и земли, всего видимого и невидимого; в других — учение о Боге как Вседержителе или Промыслителе; в третьих — учение о Боге и Его особенном отношении к роду человеческому, сущность которого обозначается и в Священном Писании и у отцов церкви словом «икономиа», что значит домостроительство спасения или таинство искупления; в четвертых — излагается учение о Боге как выполнителе Своих определений о мире, или иначе о Боге как Судии и Мздовоздаятеле. Отсюда все содержание догматического богословия можно представить в таком виде: Часть первая, излагающая учение о Боге Самом в Себе, распадается на два отдела: первый заключает в себе учение о Боге едином по существу; второй излагает учение о Боге троичном в лицах. Часть вторая, излагающая учение о Боге в отношении Его к творениям, распадается на 4 отдела:
первый отдел содержит учение о Боге как Творце всего видимого и невидимого;
второй отдел излагает учение о Боге как Промыслителе мира;
третий отдел заключает учение о Боге-Спасителе (в частности о воплощении Сына Божия, искупления рода человеческого, освящении человека благодатию Святого Духа);
четвертый отдел содержит учение о Боге как Судии и Мздовоздаятеле (эсхатология).
|
|