|
§ 4. О существе Божьем и существенных свойствах Божьих
Что такое Бог во внутреннем существе Своем — это непостижимо никаким ограниченным разумом — не только человеческим, но и ангельским. Познаваемою в Боге является та сторона Его, которою Он проявляет Себя в мире, отображая здесь в конечных формах бесконечные свойства Своего существа. На основании этих свойств человек и может составить некоторое понятие о Боге с целью приблизить к своему уразумению непостижимое существо Божие. Поэтому учение о существе Божием есть собственно учение о свойствах существа Божия. Однако существует возражение, что указывать определенные свойства в Боге, определять Бога — значит ограничивать Его. Отсюда заключали, что Бог есть существо непостижимое умом и неизреченное языком. Афанасий Великий говорит, что Бога и существом назвать нельзя: Он выше всякого существа. Можно ли с этим согласиться? Верно ли, что определение предмета есть ограничение его? Нет. — Определение предмета и ограничение его — не одно и то же. Определить предмет — значит указать самые существенные отличительные его признаки, выявить его природу, раскрыть его сущность, насколько она проявляется в его свойствах. И чем полнее и совершеннее бытие, тем более оно имеет определяющих признаков, свойств и качеств. Изучение свойств предмета — необходимый познавательный путь для составления понятия о предмете. Поэтому и для составления понятия о Боге, необходимо обратиться к изучению Его свойств. Но в приложении этого приема к познанию Бога встречаются, по видимому, некоторые затруднения. Свойства, говорят, наблюдаются только в физических предметах, потому что эти предметы сложны, разложимы на свои составные части. Бог же существо простое, неделимое, несложное и потому Ему нельзя усвоить свойства. Представление о свойствах вносит будто бы сложность в существо Божие. Так учил, например, в древности еретик Евномий. Это правда, что Бог (как Дух) есть существо простое, неделимое на части. Но Божество, при Его простоте и несложности нельзя представлять неопределенным. Бог — существо всесовершенное, а чем полнее бытие, тем богаче оно свойствами и качествами. Бог в своих действиях и отношениях к миру и человеку проявляет великое богатство и многообразие Своих свойств. Поэтому приписываемые Ему свойства и имена основываются на действительном разнообразии Его откровений. Но этим вопрос о свойствах Божиих не исчерпывается. Еще спрашивают: в каком отношении стоят усвояемые Богу свойства и имена к Существу Божию? Дают ли они действительное познание о Боге, или они суть только наши субъективные представления о Боге? Иначе: соответствует ли им что-либо действительное в Боге или это суть только форма нашего мышления, имеют ли только формальное или предметное значение? Здесь прежде всего необходимо сказать, что разнообразие свойств и имен, приписываемых Богу, обуславливается ограниченностью нашего разума, который «не может одною какою-либо мыслию постигнуть сокровенное». Но если ни одно имя и свойство в отдельности не может вполне выразить существа Божия, то все они, взятые вместе, раскрывают нам то, что находится в существе Божием, или как говорит святой Иоанн Дамаскин, «то, что относится к естеству, сопутствует Его природе, хотя и не показывает самого существа Его». Таким образом, хотя множественность и дробность представлений о Боге зависит от ограниченности нашей природы, тем не менее они не создаются из ничего нашим личным усилием, а возникают при воздействии на наш ум самого существа Божия. Значит, разные свойства, приписываемые Богу, не суть только чистые создания нашего ума, а имеют действительное основание в самом существе Божием. Другими словами, они имеют не формальное, а предметное значение. Отсюда вытекает важность изучения свойств Божиих. Свойства Божии обычно разделяются на две группы: свойства существа Божия вообще, или существенные свойства Божии, то есть такие свойства, которые принадлежат самому существу (субстанции) Божию и отличают Его от всех прочих существ. Поскольку существо Божие едино во всех лицах Святой Троицы, и эти свойства принадлежат всем Божественным Ипостасям, составляющим единое по существу, то эти свойства называются еще общими. От них отличаются личные свойства Божки, то есть принадлежащие каждому лицу Божества порознь, отличающие одно лицо от другого и составляющие как бы личное достояние той или иной Божественной Ипостаси. Содержание учения о существе Божием составляет учение именно об общих всем лицам Святой Троицы свойствах. В основу общих свойств Божиих должны быть положены Его всесовершенство и духовность: Бог есть всесовершенный личный дух. Всесовершенство означает, что Бог есть такое бытие, которое свободно от недостатков и ограничений, свойственных бытию конечному, ограниченному. По свидетельству общечеловеческого религиозного сознания, Бог мыслится существом, не имеющим какого-либо недостатка, какого-либо ограничения, но и обладающим всеми совершенствами в бесконечной мере и степени. Ограниченное в чем-либо или чем-либо бытие не может быть Богом. Но всесовершеннейшее бытие может быть мыслимо не иначе, как безусловно духовным, обладающим самосознанием и свободою. Бытие материальное, лишенное сознания и свободы, ниже, менее совершенно, чем бытие духовное. Отсюда ясно, что безграничная полнота бытия — всесовершенство и духовность суть наиболее общие и основные признаки в понятии о Боге. Все другие свойства, усвояемые Богу, только частнее раскрывают или понятие полноты бытия, то есть всесовершенства в Боге, или понятие духовности Божества. Те свойства, которые служат разъяснением понятия всесовершенства бытия Божия вообще, называются онтологическими свойствами Божиими, а те, которые раскрывают Его духовность, называются духовными.
|
|