|
§ 3. Нравственные условия богопознания
Как естественный способ богопознания оказался недостаточным для того, чтобы, руководствуясь только им, люди достигли надлежащего познания о Боге, так и сверхъестественный способ богопознания сам по себе не обеспечивает действительного познания Бога и принятия истин Божественного Откровения. Иудеям Бог открыл славу Свою во Христе так, как до тех пор не открывал, но они не познали Его. «Вы видели Меня, — говорил им Христос, — и возненавидели Меня и Отца Моего» (Ин. 15 : 24). То же наблюдается и в христианском мире. Чем же объяснить это явление? Очевидно, для приобретения живого богопознания и убеждения в истинах Откровения недостаточно одного обладания известными умственными способностями и одной рассудочной деятельности, а необходимы особые нравственные условия. В вере человеческий дух переступает за пределы данной, наличной действительности, утверждает существование таких предметов, которые не вынуждают у него признания; он свободно признает их. Вера есть подвиг духа, признающего вещи невидимые. Как свободный подвиг духа, вера имеет нравственное достоинство. Поэтому, как наипервейшее и необходимейшее условие живого религиозного познания, слово Божие указывает на необходимость нравственной подготовленности человека к усвоению истин откровения, именно — чистоту сердца и доброго направления воли. Премудрый говорит: «В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обители в теле порабощенном греху» (Прем. Сол. 1 : 4). И Спаситель учит, что только «чистые сердцем Бога увидят» (Мф. 5 : 8). Такая важность нравственной чистоты, или чистого сердца, для богопознания объясняется тем, что сердце имеет весьма сильное влияние на характер и направление мышления человека. «От сердца, — говорит Спаситель, — исходят помышления злые». Поэтому, если сердце живет нормальной и здоровой жизнью, если влечение ко всему доброму, прекрасному не омрачено в нем страстями и пороками, то такая настроенность располагает ум к принятию соответствующего мировоззрения; наоборот, человек с извращенным сердцем и худой жизнью, естественно, отвращается от богооткровенной истины, да он не способен и понять ее, так как в нем нет ничего сродного с нею. «Подобное познается подобным», — говорили еще древние. Надо очистить самих себя, а потом уже беседовать с чистым, — учит святитель Григорий Богослов. И апостол Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2 : 14). Вторым условием успешности богопознания является преуспеяние в добродетели, особенно же в любви. «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю», — говорит Христос (Ин. 7 : 17). «Всякий согрешает, — учит апостол, — не видя Его, не узнав Его» (1 Ин. 3 : 6) и, наоборот: «всякий любящий рожден от Бога и знает бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4 : 7-8). Выясняя необходимость добродетелей для богопознания, святой Афанасий говорит, что желающему достигнуть высот богословия нужно предочистить душу жизнью и уподоблением в делах святым, приблизиться к ним, ведя одинаковый с ними образ жизни, уразумевать и откровенное им Богом. Третьим условием богопознания является молитва усердная и постоянная. Богооткровенная истина есть истина сверхъестественная, поэтому и для усвоения ее необходимо сверхъестественное, благодатное воздействие. Откровение учит, что Бог отверзает ум к уразумению Писания, что Он наставляет на всякую истину. Молитва и открывает доступ в сердце человека дарам Святого Духа — духу познания и уразумения. Поэтому еще Псалмопевец взывал к Богу: «Открой (Господи) очи мои, к уразумению чудес от закона Твоего». Апостолы также молились и о себе, и о верующих, чтобы Господь просветил их познанием истины и помог им возрастать в познании Его (Ефес. 1 : 15-23; 3,4; Колос. 1 : 9 и др.). К тому же призывали отцы и учители Церкви. У Иустина Философа читаем наставление: «Прежде всего молись, чтобы открылись тебе двери света ибо этих вещей никому нельзя видеть или понять, если Бог и Христос Его не дадут разумения». Посему Церковь и ныне для приобретения богопознания призывает прежде всего к молитве Богу об открытии очей ума и сердца к уразумению Его слова.
|
|