|
Особенности социально-демографической политики в странах Персидского залива
Краснова Н.В.
(Кафедра народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва)
Тема социальных, экономических и политических преобразований в нефтедобывающих арабских странах является в последние годы одной из самых актуальных, являясь объектом внимания множества исследователей. В то же время изучение демографической ситуации в странах Залива представляет собой достаточно сложную задачу - закрытость общественного уклада, обусловленного устоявшимися и старыми обычаями, затрудняет анализ происходящих в нем демографических процессов. Основой социальных отношений, как и институтом социальной организации в этом регионе выступают семья, род, племя, религия или конфессия. Эти социальные отношения - авторитарны. Иными словами, господство, насилие и методы управления, характерные для поведения патриархального отца в его отношениях с детьми, - все это выступает в качестве принципов межчеловеческих взаимоотношений, как на уровне семьи, так и на уровне государства. Особенностью всего развития исследуемых стран стала решающая роль государства, которое в качестве верховного собственника по-прежнему распоряжается всеми запасами нефти и газа, что закрепило роль государства как регулятора и активного субъекта всей экономической жизни. Это придает особенную важность роли государства в социальной сфере. Нефтяные монархии оказались в состоянии "купить" социальный мир в обществе, развивая для коренных жителей национальные системы здравоохранения, социального обеспечения и образования. В последнее десятилетие в странах Залива появилась осознанная государственная демографическая политика, включающая государственные программы, направленные на регулирование рождаемости, снижение детской смертности, поскольку эти вопросы стоят достаточно остро. Проводящиеся же в последние годы на государственном уровне в различных странах Залива исследования изменений социальной структуры общества, связанных с безработицей, растущей урбанизацией населения, женской занятостью, степенью вовлеченности женщин в общественную жизнь, а также динамикой рождаемости, не отличаются полнотой. Согласно цифрам, которые привел директор Арабской организации труда Ибрагим Кувейдер, к 2020 г. в арабских странах необходимо создать 100 млн. новых рабочих мест. Проблема растущей безработицы в странах региона во многом обусловливается продолжающимся бурным демографическим ростом. В ряде арабских стран показатели ежегодного прироста населения являются одними из самых высоких в мире с 3,5% в Саудовской Аравии до 2% в Катаре на 2000 г.; с 3,2% в Омане до 1,4% в Катаре на 2015 г. по прогнозам ООН. Быстро растет число людей в возрасте от 15 до 22 лет. Последние десятилетия, благодаря мерам по снижению детской смертности, улучшению материального положения населения и иным мерам, доля молодых людей в возрасте до 14 лет оставалась значительной, несмотря на большой приток иностранной рабочей силы (относящейся к трудоспособной категории) и составляла на конец 90-х годов в Кувейте 35,5%, в Саудовской Аравии - 45,3%, в ОАЭ - 30,7%. В 2000 году в Саудовской Аравии - 43%; в Кувейте - 31%; в Катаре - 27%. Вывод, который делают специалисты, настораживает: арабские страны находятся под угрозой неравномерного демографического развития и уже в ближайшие десятилетия эта тенденция может вызвать острые экономические кризисы и социальную нестабильность. В последние годы арабские социологи и экономисты не раз предлагали правительствам стран этого региона комплекс мер для решения этих острых проблем. В частности, рекомендуется в максимально короткие сроки заняться реализацией программ по планированию семьи, здравоохранению, социальному обеспечению, а также начать разработку и реализацию образовательных программ. В большинстве своем страны Залива находятся еще на второй стадии демографического перехода с характерным для него высоким уровнем рождаемости. Подобная демографическая ситуация в этом регионе объясняется несколькими причинами. Среди них - традиции ранних браков, многодетных семей и многоженства, а также, по сути, неприятие демографической политики мусульманским большинством. Коэффициент рождаемости в странах арабского мира составляет в среднем 34 на 1000, что значительно выше среднемирового. Естественный прирост в 2,5% ежегодно - один из самых высоких в мире. Планирование семьи здесь не получило большого развития, средствами контрацепции, по данным различных источников на 2000 год, пользуются от 32% замужних женщин в Саудовской Аравии до 62% в Бахрейне. При заметных отличиях стран Персидского Залива, просматриваются общие тенденции в ходе социального развития и проводимой демографической политике. Сходные черты в социальной политике нефтяных монархий стран Залива объясняются примерно одинаковым уровнем экономического развития стран к началу «нефтяного бума», сходством их социального и политического устройства: наряду с появлением буржуазии сохранились традиционные родоплеменные отношения и старая система власти. Это позволило начать проведение скоординированной социальной политики нефтяных монархий в рамках Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива. В частности, на четырнадцатой сессии Совета министров иностранных дел стран Совета был принят директивный документ "О целях и политике социальноэкономического развития государств-членов Совета сотрудничества Залива". Этот документ включал следующие основные задачи: сохранение исламских ценностей, арабской самобытности и индивидуальности, традиций арабской нации; формирование свободной рыночной экономики в качестве основы развития; защита религии, родины, безопасности и внутренней стабильности; продолжение процесса общего развития, вытекающие из требований современного общества. Это достаточно противоречивые задачи: свободный рынок современного общества начинает вовлекать женщин в работу вне дома; снижать рождаемость и разрушать традиционную большую арабскую семью.
Интересным обстоятельством является отношение правительств к интенсивности роста населения: в период с 1976 г. по 2000 г. в Саудовской Аравии и Катаре, где он признавался слишком низким, в Кувейте подобная ситуация продолжалась до 1996 года. С 2001 г. в Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте и Бахрейне интенсивность роста населения считается удовлетворительной, хотя для Бахрейна данная позиция постоянна и не меняется с 1976 года. В Саудовской Аравии и Катаре политика в области народонаселения была направлена с 1976 г. по 2000 г. на увеличение численности граждан. В Кувейте же, Катаре, Саудовской Аравии с 2001 г - на стабилизацию численности. Только Бахрейн с 1976 г. и до сегодняшнего дня не вмешивается в политику роста населения. Высокий уровень рождаемости с 1976г. по 2001г. поддерживается государством в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, Бахрейне. Политика в области рождаемости направлена на сохранение высокого уровня, только Бахрейн с 1986 г. разрешил применения контрацепции, а Катар сделал это с 2001 г. Определенных программ, направленных на снижение рождаемости в регионе нет, за исключением Саудовской Аравии. Ожидаемая продолжительность жизни, материнская и детская смертность в возрасте до 5 лет с 2001 года во всех странах считается приемлемой, но в Бахрейне поставлена задача снижения детской смертности с 16 на 1000 рождений и материнской - с 22, хотя Саудовской Аравии данные показатели хуже - 25 и 30 соответственно, однако ничего в этом направлении не предусматривается. Сложной проблемой является для нефтяных монархий проблема рабочей силы. Изначальная стратегия правящих режимов состояла в проведении индустриализации без создания собственного рабочего класса. Однако это оказалось трудно выполнимым. Правительства стран Залива отказались в планах экономического развития от тандема "иностранные технологии - иностранная рабочая сила", вторая часть которого была отброшена. Под этим углом зрения были пересмотрены планы индустриализации, в которых предпочтение стало отдаваться нетрудоемким проектам. Однако большого успеха это не принесло. По данным арабского экономиста Аль-Ибрагима, в Кувейте за 1985-2000 гг. численность иностранных рабочих в сфере материального производства выросла в 2,7 раза, но в непроизводительной сфере - в 2,8 раза: в сфере услуг - с 57 тыс. чел. до 145 тыс., в торговле - с 18 тыс. чел. до 54 тыс., в финансовых и страховых учреждениях - с 1,6 тыс. до 10 тыс. чел. Таким образом, миграция иностранных рабочих оказывает влияние на численность населения, его возрастно-половую структуру. Тем не менее, во всех странах особенно жестко стали соблюдаться ограничения на привлечение неквалифицированной рабочей силы. Это оказалось нетрудным, учитывая завершенность основных инфраструктурных проектов к середине 80-х годов. Далее начинаются расхождения в отношении различных правительств к этой проблеме.
Кувейт и ОАЭ в силу естественных причин примирились с необходимостью постоянного присутствия в их странах больших контингентов иностранных работников различной квалификации. Поскольку численность иммигрантов превышает численность коренных жителей, власти из соображений национальной безопасности ужесточили условия натурализации. Просматривается различный подход к национальному составу иммигрантов: в Кувейте по- прежнему большинство составляют выходцы из арабских стран, в ОАЭ - выходцы из Индии и Пакистана. С 90-х г. 20 столетия более жестко ограничивают миграцию, в 80-е-90 гг. возрастает значение возрастной структуры естественного населения, одновременно естественное - половое воспроизводство начитает меняться: уменьшаются темпы роста. Тем не менее структура населения будет испытывать влияние предыдущих высоких темпов роста. Существует положительная тенденция ускорения роста образования, - так, на 2005 год грамотность населения в ОАЭ составляет 90%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амин, К. Новая женщина. СПб, 1912. 2. Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1982. 3. Гузеватый Я.П. Демографо-экономические проблемы Азии. М. 1980. 4. Гусаров В.И. Социально-экономическое развитие Судана. М., 1983 5. Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения в арабских 6.странах Азии. 1908-1914 гг. М., 1986.
7. Реввель П., Реввель Ч. Народонаселение и пищевые ресурсы. М. 1994. 8. Экологические трудности в развитии третьего мира. Будапешт, 1986. 9. Филоник А.О. Аграрный строй Судана. 1820-1971. М. 1975. БИКИ, № 73, 24.06.1978.
|
|