Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Изменения в возрастной структуре населения Азербайджана и их некоторые социально-экономические последствия

Мамедова М., Рагимова З.
(НИУЦ по труду и социальным проблемам Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики, Баку)

  Демографическое развитие отражает в себе множество взаимосвязанных социально-экономических и демографических процессов и связано с осознанием значимости демографического фактора в жизни общества. В экономической и социальной жизни общества нет такой сферы, где не учитывались бы демографические процессы. Демографические процессы обладают присущими им особенностями, связанными с реальной социально-экономической ситуацией, биологическими факторами, проблемами планирования семьи и др. С другой стороны демографическая структура населения находит свое отражение в развитии основных экономических показателей. Следовательно, механизм взаимосвязи экономических и демографических процессов проявляется во влиянии социальноэкономических процессов через ряд опосредствующих звеньев на демографические и в обратном воздействии населения на социально-экономическое развитие. Влияние демографических процессов на социально-экономическое развитие общества характеризуется изменениями демографических структур и зависит от интенсивности процессов рождаемости, смертности и миграции.
  Современному этапу демографического развития Азербайджана характерен тип воспроизводства населения с низкими показателями рождаемости и смертности. Одним из существенных последствий такого типа воспроизводства является изменение его возрастной структуры. Известно, что возрастная структура любой страны определяется соотношением трех основных возрастных групп - детей (0-14 лет), трудоспособного населения (15-59 лет) и населения в возрасте свыше 60 лет.
  В общей численности населения Азербайджанской республики за последнее десятилетие наблюдается снижение удельного веса населения дотрудоспособного возраста как среди мужчин, так и среди женщин. Одновременно с этим увеличилась доля мужского и женского населения трудоспособного возраста, а также доля пожилого населения. Доля детей и подростков в 2002 году составила 28,6% от общей численности населения или уменьшилась по сравнению с 1991 годом на 4,4%, доля трудоспособного населения составила соответственно 61,8%, т.е. увеличилась на 2,9%, а доля пожилого населения составила 9,6%, т.е. увеличилась на 1,5%.
  Таким образом, на протяжении последних лет в возрастной структуре численности населения доля группы лиц дотрудоспособ- ного возраста постоянно снижается. Следует заметить, что уменьшение числа детей в ближайшей перспективе приведет к снижению потенциальных возможностей этой возрастной структуры для демографического развития.
  Увеличение доли трудоспособного населения за рассматриваемый период происходило, с одной стороны, за счет некоторого увеличения продолжительности жизни, а с другой - за счет потенциала, накопленного в этой возрастной структуре населения.
  Заметно увеличилась доля лиц пенсионного и пожилого возрастов, а также лиц предпенсионного возраста. Увеличение доли лиц пенсионного и предпенсионного возрастов является следствием структурных сдвигов, происходящих за счет уменьшения доли детей и подростков. Причиной этого стало некоторое снижение рождаемости за рассматриваемый период.

Динамика доли возрастных групп в общей численности населения Азербайджана за 1991-2002 гг.

Динамика доли возрастных групп в общей численности населения Азербайджана за 1991-2002 гг.

  Об относительном увеличении в общей численности населения доли пожилых людей также свидетельствуют данные о темпах роста в различных возрастных групп населения. Как видно из нижеприведенных графиков, в течение 1990-2002гг. темпы роста населения в возрасте выше 60 лет в сравнении с 1990 годом значительно превосходят темпы роста населения по двум другим возрастным группам.
  Другой интересный факт заключается в том, что темпы роста населения в возрастной группе 0 -14 лет с 1994 года имел тенденцию к постепенному понижению, а затем резко понизился. Одной из причин этого процесса может быть понижение уровня рождаемости в республике в этот период.

Графическая иллюстрация динамики по основным возрастным группам населения Азербайджана за 1990-2002 гг.

Графическая иллюстрация динамики по основным возрастным группам населения Азербайджана за 1990-2002 гг.

  Графики, демонстрирующие динамику рождаемости по различным возрастным группам в период 1990-2001 гг., подтверждают справедливость данной гипотезы. Как видно из графиков, количество родившихся на 1000 женщин фертильного возраста по возрастным группам для всех рассматриваемых трехлетий заметно снизилось.
  В настоящее время рост численности пожилых возраста превышает общий рост всего населения, что свидетельствует о начале процесса старения в демографическом развитии страны.
  Темпы роста трудоспособного населения в анализируемый период растут почти одинаково с темпами роста всего населения. Заметим, что темпы роста трудоспособного населения несколько превышают (на 18,1%) темпы роста всего населения (на 12,8%) , что считается положительным фактором.
  Относительно общего роста населения темпы роста населения старше трудоспособного возраста заметно возросли (на 14,8%), а темпы роста населения до трудоспособного возраста снизились (на 6,3%).

Графическая иллюстрация динамики коэффициентов рождаемости за 1990-2001 гг.

Графическая иллюстрация динамики коэффициентов рождаемости за 1990-2001 гг.

Темпы роста возрастных групп населения Азербайджана за 1991-2002 гг.

Темпы роста возрастных групп населения Азербайджана за 1991-2002 гг.

  Снижение темпов роста населения дотрудоспособного возраста и одновременно высокие темпы роста населения старше трудоспособного возраста нежелательное явление. С этой проблемой в настоящее время столкнулись многие страны, особенно промышленно развитые.
  В Азербайджане более 1 млн. населения республики являются пенсионерами, а каждый седьмой житель республики находится в пенсионном возрасте. Численность лиц в пенсионном возрасте вплотную приблизилась к численности детей, относящихся к возрастной группе 15-19 лет. Если в 1995 году численность детей в 3,7 раза превышала численность лиц старше трудоспособного возраста, то в 2002 году это превышение снизилось до 3,0 раз.
  За 1995-2002гг. количество населения в возрасте 60 лет и старше возросло в 1,2 раза, а средний возраст продолжительности жизни в республике, хотя и незначительно, увеличился до 26 лет в 2001 году против 25,2 в 1995 году. Как уже отмечалось выше, основной причиной старения населения является спад числа родившихся и уменьшение доли детей во всем населении, а также за счет повышения продолжительности жизни населения. Число родившихся в 2002 году уменьшилось до 13,5% против 18,9% в 1995 году, а число умерших в 2002 году снизилось до 5,4 % против 6,7% в 1995 году. Естественный прирост при этом в 2002 году составил 8,1% против 12,2% в 1995 году.

Динамика основных демографических показателей Азербайджана за 1991-2002гг.

Динамика основных демографических показателей Азербайджана за 1991-2002гг.

  Повысился уровень долголетия, т.е. ожидаемой продолжительности жизни после рождения, который в 2002 году по общему населению составил 71,9 лет против 69,1 лет в 1995 году, в том числе для мужчин, соответственно, 65,2 и 68,6 лет, для женщин - 72,9 и 75,2.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ( возраст) за 1991-2002гг.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ( возраст) за 1991-2002гг.

  Как отмечалось выше, как во всем мире, так и в Азербайджане, в связи с изменениями, происходящими в возрастной структуре населения, наблюдается процесс старения, то есть в общей численности населения растёт доля пожилых лиц. В связи с этим в последние годы большую актуальность приобретает изучение проблемы старения населения и его социально-экономических последствий.
  Увеличение удельного веса пожилого населения имеет соответствующие экономические, демографические и социальные последствия. Известно, что в ряде стран значительная часть престарелых граждан продолжает работать, поэтому процесс старения населения не оказывает заметного влияния на экономическую структуру общества. В Азербайджане из числа населения старше трудоспособного возраста доля работающих составила в 1995 году 21,0%, а в 2002 году - 18,6%, т.е. доля работающих пожилых людей за период 1995-2002 гг. снизилась. Это означает, что если пожилые люди, достигшие пенсионного возраста, будут выходить из рядов экономически активного населения, то степень нагрузки общественными иждивенцами будет систематически возрастать. Сравнительный анализ соотношения активного и неактивного населения (имеется в виду неработающая часть людей пенсионного возраста) показывает, что в Азербайджане в 1995 году на одного неработающего пенсионера приходилось 6-7 работающих, а в 2000 году этот показатель сократился до 5-6 работающих на одного неработающего пенсионера.
  В настоящее время в связи с улучшением здоровья, снижением смертности и увеличением средней продолжительности жизни старость наступает в 70 лет, т.е. через 10 лет после начала пенсионного возраста. Тем не менее, отсчет старости ведется с 60 лет. Это - грань, за которой возникают многочисленные проблемы.
  Для обеспечения укрепления прав пожилых за последнее время в Азербайджанской Республике осуществлен ряд государственных мероприятий. Так, Парламентом страны в соответствии с международными нормами приняты несколько важных законодательных актов, регулирующих проблемы пожилых. Указом Президента страны от 9 декабря 1999 года утверждена «Концепция демографического развития Азербайджанской Республики», а также разработана Государственная программа в области развития демографии и народонаселения, в которых важное место отведено вопросам старения населения. Одним из основных элементов новой стратегии правительства является усиление мер по борьбе с бедностью с помощью увеличения адресности социальной защиты. В настоящее время подготовлен и представлен на рассмотрение в Парламент республики проект закона об адресной социальной помощи, предоставляющий правовую основу социальной защиты слабоуязвимых слоев населения, в том числе и лиц пожилого возраста. В этом контексте идет и реализация пенсионной реформы, основной аспект которой определен в устойчивом развитии социальной защиты данного контингента населения.
  В решении проблем пожилых лиц в республике все более активное участие принимают международные институты: ПРООН, Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, Верховный Комиссариат ООН по делам беженцев, ВОЗ, МОМ и др. С их помощью создан и действует ряд проектов, связанных с решением проблем пожилых. Данное сотрудничество образует действенный механизм для реализации усилий и обеспечения интегрированных подходов к развитию социальной политики в отношении пожилых лиц в Азербайджане.
  Однако, несмотря на проводимые со стороны правительства меры, есть все основания говорить о том, что данная проблема требует к себе более пристального внимания, так как сотни тысяч пожилых находятся в невыносимых условиях палаточных лагерей для вынужденных переселенцев. Агрессия со стороны Армении привела к оккупации более 20% территории Азербайджана, потери более 4 тысяч предприятий, наличию в стране более 1 млн. беженцев и вынужденных переселенцев. Наиболее тяжелому положению среди этого контингента населения подвержены пожилые.
  По состоянию на 1 января 2001 года более 30% от общего числа беженцев и вынужденных переселенцев составили пожилые, около 70% среди которых являются женщины.
  Во всех регионах республики решаются проблемы пенсионного, медицинского, социально-экономического характера пожилых людей. Они широко привлекаются к общественно-политической жизни страны, особенно, в части воспитания молодежи, активно участвуют в проводимых в стране культурно-массовых мероприятиях.
  Из вышеизложенного следует необходимость еще более пристального внимания к экономической и социальной безопасности пожилых людей в стране. В связи с этим необходимо:
  - усилить социальную защиту пожилых людей;
  - развить социальную интеграцию данного контингента;
  - развить трудовые права старшего поколения;
  - обеспечить интеллектуальную и социально-культурную потребности пожилых лиц.
  Разработанные меры должны быть направлены на более широкое признание достоинства пожилых людей, в частности, на продуктивную и полезную роль, которую они могут сыграть в обществе.


 
© www.txtb.ru