Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Тема 10. Источники (формы) права в РФ. Правовые акты и их виды

  Абитуриенту очень важно уяснить, что право и закон (законодательство) - это не одно и то же. Право состоит из норм, законодательство - из нормативно-правовых актов, в статьях которых записываются нормы права. Внешней формой жизни права являются законодательство, судебная практика (прецеденты), правовые обычаи, нормативные договоры.
  Законодательство служит основной формой выражения права в большинстве стран современного мира. Это так называемое писаное право. Главный источник писаного права - закон.
  Законы издаются представительными, законодательными органами государственной власти или принимаются всенародным голосованием. Так, в России Конституция РФ - Основной закон государства - принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В Российской Федерации издаются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, поскольку РФ является федеративным государством. Федеральные законы принимаются Федеральным собранием - парламентом России, который является представительным и законодательным органом РФ. Законы издаются для регулирования наиболее важных общественных отношений.
  Помимо законов, существуют и иные - подзаконные нормативноправовые акты. Они издаются на основе, во исполнение законов и не должны им противоречить. В случае коллизии (противоречия) действуют нормы закона. Подзаконные нормативно-правовые акты призваны на основе и во исполнение законов более детально регламентировать общественные отношения. То есть закон обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.
  Законы бывают основными, конституционными (органическими) и обычными (текущими). К основным законам, помимо Конституции РФ, относятся Конституции республик в составе РФ, Уставы других субъектов Федерации. Основные законы обладают наивысшей юридической силой по сравнению с другими законами соответствующего уровня (РФ или субъекта РФ). Основные законы имеют учредительный характер, служат юридической базой для всего законодательства, но и сами непосредственно регулируют некоторые вопросы - основы общественного и государственного строя, основные права и свободы граждан, принципы организации и деятельности высших государственных органов.
  Конституционные законы издаются по отдельным, указанным в Конституции важнейшим вопросам. Они как бы дополняют Конституцию и позволяют не увеличивать объем самого Основного закона.
  Обычные (текущие) законы регулируют все прочие вопросы (экономические, социальные, культурные, оборонные и др.), например, закон об образовании, Уголовный кодекс.
  Виды подзаконных нормативно-правовых актов зависят от органа, их издавшего. Так, Президент РФ издает указы; Правительство РФ - постановления; министры РФ - приказы; государственные комитеты РФ - постановления.
  В России законы и подзаконные нормативные акты могут приниматься и субъектами РФ в лице их законодательных и исполнительных органов, соответственно. Например, законы Самарской области принимаются Самарской Губернской Думой. Губернатор Самарской области издает нормативно-правовые акты в форме постановлений.
  Существует обобщенное наименование всех форм (источников) права - “нормативно-правовые акты”, “законодательство” в широком смысле этого слова.
  Нормативно-правовые акты называются источниками права, т.к. из них все мы узнаем о праве, право из них как бы вытекает.
  Итак, мы рассмотрели понятие и виды нормативных правовых актов как формы права и источников права.
  Помимо нормативных правовых актов, органы государственной власти издают и ненормативные правовые акты, так называемые индивидуальные акты или акты применения права. Такие акты могут издавать Президент и органы исполнительной власти, а также судебные органы (приговоры, постановления) и прокуратура. Президент РФ, президенты республик в составе РФ используют для применения права как форму указа, так и распоряжения; Правительство РФ - как постановление, так и распоряжение; министры - форму приказа; Глава Администрации Самарской области - постановление и распоряжение.
  В отличие от нормативно-правовых, индивидуальные акты не содержат в себе правовых норм, то есть не являются источниками права. Они служат для применения правовых норм (общих правил) к конкретным ситуациям, случаям, лицам, организациям. Например, приказ ректора о зачислении абитуриента в вуз является актом применения правовой нормы о праве на образование.
  Ввиду особо важной роли законов в жизни общества (в регулировании общественных отношений) в государстве установлен специальный порядок их подготовки и принятия. Это так называемый законотворческий процесс. Рассмотрим его на примере федерального законотворчества. Этот процесс состоит из ряда обязательных последовательных логически взаимосвязанных стадий.
  1. Законодательная инициатива. Это закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и (или) соответствующий законопроект в орган, полномочный принять закон. Законодательный орган обязан рассмотреть законопроект (или предложение) и либо принять его, либо отклонить. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную думу.
  2. Обсуждение законопроекта. Стадия обсуждения начинается в Государственной думе с заслушивания доклада субъекта, внесшего законопроект. На этой стадии устраняются противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты будущего закона. Наиболее существенные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
  3. Принятие закона. Обычные (текущие) федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов (50% плюс один голос) от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
  Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и большинством (не менее трех четвертей голосов от общего числа) членов Совета Федерации.
  После этого в течение 14 дней федеральные законы подлежат подписанию Президентом РФ и обнародованию.
  4. Опубликование закона. По общему правилу федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ в “Российской газете” и в “Собрании законодательства Российской Федерации”. Неопубликованные законы исполнению не подлежат.
  Соблюдение процедур законотворческой деятельности способствует принятию качественного законодательства.
  Другие нормативные правовые акты могут приниматься либо коллегиально, либо единолично. Но всегда условно можно выделить в этом процессе стадии подготовки, непосредственного принятия и введения в действие правового акта. Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и других ведомств должны быть обязательно зарегистрированы в органах юстиции, если они затрагивают интересы, права и свободы граждан или их обязанности, и опубликованы.
  В последние годы в РФ стали относить к источникам права нормативные договоры - акты, содержащие общеобязательные юридические нормы, например закрепляющие взаимоотношения между РФ и субъектами Федерациями. Такие акты принимаются по согласованию сторон органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
  Нормативно-правовые акты могут быть систематизированы для удобства пользования ими, для устранения противоречий в них, упорядочения содержащихся в них правовых норм. Известны три основные формы систематизации: кодификация, инкорпорация и консолидация.
  Кодификация позволяет путем объединения нормативного материала создать единый, цельный, внутренне логически согласованный документ (акт). Кодификация осуществляется компетентными органами, имеющими право принимать законы и иные нормативно-правовые акты.
  Наиболее распространенные кодифицированные акты - кодексы. Например, Уголовный, Гражданский, Земельный, Градостроительный и т.п. кодексы.
  В результате инкорпорации содержание систематизируемых актов не меняется, достигается лишь их внешняя упорядоченность, они располагаются, например, в алфавитном, хронологическом или ином порядке.
  Консолидация позволяет создать акт сводного характера, в котором устраняются повторы, противоречия.
  Нормативно-правовые акты имеют пределы действия: во времени - с момента вступления в силу до момента ее утраты ; в пространстве - определяются территорией, на которую распространяются предписания этих актов (например, законы РФ действуют на всей территории РФ; законы субъектов - только на их территориях); по кругу лиц - воздействуют (в той или иной мере) на всех лиц, находящихся на соответствующей территории (кроме лиц имеющих дипломатическую неприкосновенность).
  Подводя итог вопросу о видах правовых актов в РФ, можно их систему представить в виде схемы (схема 4).

Схема 4

Схема 4

Схема 4


 
© www.txtb.ru