Учебные материалы |
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
О моделировании оптимальных стратегий преодоления депопуляции РоссииЭдиев Д.М. Поскольку сокращение рождаемости, являющееся важнейшим фактором депопуляции России, связано с изменением уклада жизни населения, имеются серьезные основания ожидать, что рождаемость населения России может в обозримой перспективе остаться на низком уровне. Между тем, долгосрочные последствия неблагополучной демографической динамики могут оказаться катастрофичными и необратимыми [1, 2]. Это связано с тем, что, чем позже происходит улучшение показателей воспроизводства населения, тем меньше - из-за старения возрастной структуры - эффект от такого улучшения [3]. С другой стороны, откладывание активной (и, соответственно, затратной) демографической политики на более поздние сроки связано с определенными экономическими выгодами. В связи с этим, актуальна задача оценивания оптимального распределения во времени усилий демографической политики. Рис. 1. Зависимость издержек от времени начала политики поощрения рождаемости и максимально достижимого прироста численности детей (сценарий полной компенсации демографических потерь за счет поддержки рождаемости). Рис. 2. Зависимость издержек от времени начала активной иммиграционной политики и максимально допустимой доли привлекаемых иммигрантов в потенциале населения России (сценарий полной компенсации демографических потерь за счет дополнительной иммиграции). Как показывают результаты моделирования, и политика поощрения рождаемости, и политика привлечения иммигрантов по отдельности способны обеспечить преодоление депопуляции России, но при условии очень высокой эффективности проведения политики (которая должна обеспечить прирост численности детей на уровне 1-2 млн. чел. в год или дополнительную иммиграцию на уровне 2-3 млн. чел. в год). Как показывают расчеты, более перспективна и реалистична комбинированная политика, в которой часть потерь потенциала населения восполняется за счет роста рождаемости, а другая часть - за счет дополнительной иммиграции. Причина заключается не только в том, что цели политики стимулирования рождаемости и миграционной политики оказываются менее требовательными, но еще и в том, что сказывается синергизм при проведении демографической политики. В частности, прирост населения за счет мер стимулирования рождаемости облегчает как саму задачу поддержания рождаемости в дальнейшем (за счет увеличения численности и омоложения возрастной структуры населения), так и задачу привлечения большего числа иммигрантов (за счет уменьшения затрат по адаптации мигрантов в большем по численности населении). При этом оказывается, что компенсации демографических потерь России и преодоления ее депопуляции удается достичь относительно небольшими издержками даже при начале активной демографической политики после 2010 года. Причем, издержки по проведению политики возрастут относительно мало, даже если сместить ее начало на более поздние сроки (на 2020-е гг. для политики стимулирования рождаемости и 2030-е для миграционной политики). Впрочем, откладывание сроков начала демографической политики нецелесообразно, поскольку, во-первых, экономическая выгода от этого перекрывается возрастающими издержками по проведению политики; во-вторых, проведение политики в ранний период облегчает ее проведение и в последующие годы; и, в-третьих, более ранняя политика сопряжена с большей численностью населения и трудовых ресурсов России на протяжении всего XXI века. Литература 1. Антонов А.И., Мерков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России XXI века. М.: ИД «Грааль», 2002. - 168 с. |
|
© www.txtb.ru |